ПРИТХИВИ

(др.-инд. Prthivi, собств. «широкая»)

в древнеиндийской мифологии обожествленная и персонифицированная земля. В «Ригведе» и «Атхарваведе» ей посвящено по одному гимну (V 84; XII 1); обычно же П.-земля прославляется с Дьяусом-небом. П. — женское начало, она мать (РВ Х 18, 10), а Дьяус — мужское начало, отец. Они супруги, которые первоначально были слиты воедино (их разъединение, приписываемое прежде всего Индре или Варуне, приравнивается к созданию вселенной). Из семени, испускаемого Дьяусом в виде дождя, меда, жира, П. производит все живое. Персонификация П. весьма слабая: она изобильна, несет на себе тяжесть гор, поддерживает деревья; к ней приходят умершие; она мать всех существ. Согласно ведам, есть три Земли, Земля людей называется Бхуми (Bhumi), иногда и Урви (Urvi, «широкая»). Нередко П. появляется и в послеведийской литературе. Так, П. приютила у себя хайхаев в сказании о Парашураме (Мбх. III, Вишну-Пур. IV); богине Кали П. дала бедра («Маркандейя-пурана»). В некоторых текстах имя П. производят от имени Притхи («Вишну-пурана»). Как представление о матери-земле, так и мотив ее разъединения с отцом-небом имеют многочисленные типологические параллели. в. т.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ПРИТХИВИ — (Земля) — богиня Земли, в "Ригведе" упоминается обычно в неразрывной связи с Дьяусом, Небом. Почитается как мать богов и всех живых существ. Нередко выступает в зооморфном образе коровы. Фигурирует в эпосе как мать Ситы, героини "Рамаяны". В пуранах именуется дочерью мифич. царя Притху. В. Эрман Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  2. Притхиви — Элемент земли с судьбой и аромат как её характерная черта. Йога и веданта. Словарь терминов
  3. ПРИТХИВИ — ПРИТХИВИ — в ведийской и индуистской мифологии богиня земли, супруга Дьяуса. Большой энциклопедический словарь