ПЕЩЕРА

В мифопоэтической традиции П. как нечто внутреннее и укрытое противостоит миру вне ее как невидимое видимому, темное светлому. П. иногда замещает дом, но в ней, скорее, спасаются от опасности, чем живут, или укрываются от мира, предаваясь аскезе, ср. пещерник (П. — естественное жилище для существ хтонического типа). В отличие от дома, П. укрыта, незаметна для глаза, нелегко впускает и еще труднее выпускает человека, непроницаема: в нее не смотрят и из нее не выглядывают, не наблюдают (редкие исключения составляют отрицательные хтонические персонажи, которые высматривают свою жертву из П. как из окна иного мира, царства смерти, это окно нередко совпадает с единственным оком, как у Полифема). В П. совершают захоронения, хотя П. противопоставлена обычно и могиле, и подземному царству. В П. темно, т. е. безвидно, как в хаосе (в известном смысле П. и есть хранилище остатков хаотической стихии), поэтому в ней можно только слушать, но нельзя видеть (отсюда — двуединый образ: П. как ухо и ухо как П.). Внутреннему пространству П. присущи, как правило, бесструктурность, аморфность, спутанность (иногда обитающее в П. существо имеет спутанные волосы, перепутанную шерсть и т. д.). В П. сознание и разум, логика уступают место слуху, осязанию, инстинкту, интуиции, темному вожделению. П. может выступать как символ условий, в которых возможно только неподлинное, недостоверное, искаженно-искажающее знание и неполное существование. В философском мифе о П. (VII книга «Государства» Платона) земное бытие человека уподобляется положению прикованных узников, находящихся на дне П.; повернутые лицом к стене, они могут видеть перед собой только тени людей, проходящих перед П., — единственное их знание о реальном мире.П. — сакральное убежище, укрытие. Ср. образ П. в связи с Полифемом, Паном, Эндимионом, сатирами, нимфами, Зевсом-ребенком в греческой традиции, Пани, Валой, скрывающими похищенный скот в П., в ведийской мифологии, японский миф о богине Аматэрасу, удалившейся в П., мотив захода солнца в П. и его восхода из П. и т. д. В библейской традиции неоднократно скрываются в П. израильтяне, цари, пророки, Давид и др.; ср. Иис. Нав. 10, 16; Суд. 6, 2; 1 Царств 13, 6 и 17, 1; 2 Царств 17, 9 и 23, 13; 3 Царств 18, 4 и 19, 9; Быт. 19, 30; Апок. 6, 15; семь спящих отроков и т. д. В П. скрываются от мира отшельники, в П. до времени находятся спящие короли, пророки, вожди, герои (ср. король Артур, Фридрих Барбаросса), очарованная царевна, спящая красавица, хозяин или хозяйка горы и т. п. Иногда тема укрывания в П. и выхода из нее связывается с персонифицированным образом света и огня — Сандрильоной (Золушкой) или ее восточным аналогом (ср. БИБИ-СЕШАНБИ).Огонь, очаг в П. иногда уподобляются яйцу (желток в скорлупе) или солнцу (огонь в небесной оболочке, ср. церковнослав. «пещера» от «пещь», рус. «печера», «печора», «печь» и т. п.).Особый круг составляют мифологические мотивы о чудовище или животном в П. (ср., например, миф индейцев северо-западного побережья Америки о койоте, убившем пещерное чудовище). Распространены представления о П. как месте, где находятся ветры, дожди, облака, рассматривающиеся или как губительные, разрушительные стихии, или как носители или возбудители плодородия.П. включается в комплекс жизнь — смерть — плодородие, как одновременно место зачатия, рождения и погребения, источник и конец. С П. связывается сила страсти, вожделения. Иногда эта страсть равносильна смерти (ср. легенду о Тангейзере, навечно заключенном в горе-П. Венеры, и развитие соответствующих ассоциаций в «Волшебной горе» Т. Манна) или влечет за собой смерть (ср. первую любовную встречу Дидоны и Энея, «Первым к гибели шагом был этот день...», Verg. Aen. IV 169), ср., однако, облегченные варианты — бесчисленные гроты для любовных утех в «галантной» европейской живописи и литературе. П. — лоно земли, ее vagina, детородное место и могила одновременно. Земля покровительствует соитию в П. — своем лоне (когда Дидона и Эней остаются в П. наедине, «первой Земля и творящая браки Юнона знак подают...», IV 166-167), она рождает в П. и через П. В апокрифическом евангелии Фомы П. — место рождения Иисуса Христа, иногда образ ребенка-Христа продолжает и дальше связываться с П., ср. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи. С образом П. во многих традициях связываются антропогонические мифы: первочеловек вылезает из подземного царства (иногда по дереву) через П. (ср. также миф о происхождении ацтеков из «места семи пещер», представления индейцев о том, что не только люди, но и солнце и луна родились в П.). Земля в П. принимает в себя мертвых: в П. похоронил Сарру Авраам (Быт. 23, 19), в ней же сыновья похоронили и самого Авраама (25, 9), позже в этой П. был похоронен и Иаков (49, 29-32 и 50, 13), в П. покоился воскрешенный Христом Лазарь (Ио. 11, 38), высеченное в скале пространство, в которое был помещен гроб Иисуса Христа, по описанию, скорее было П. (Матф. 27, 60, Мк. 15, 46, Лук. 23, 53). Ср. также пещерные захоронения первых христиан, сходные погребения у евреев, финикийцев и др. Под землю, в П. может удаляться умирающий и воскресающий бог плодородия, иногда также бог-громовержец. Наиболее ранним примером связи П. — смерть — воскресение является наскальная палеолитическая живопись в П. (см. в ст. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ). Слияние в образе П. идей жизни, смерти и воскресения объясняет не только то, что П. использовались как святилища, но и то, что раннехристианские храмы (как и митреумы) имели пещерный облик (ср. интерьер сирийской, армянской и коптской церквей, а также «пещерообраз-ность» алтарной апсиды в сочетании с конхой). Сам храм-П. представляет собой модель вселенной (ср. сообщение Порфирия о том, что Зороастр создал П. для почитания Митры, «П. имела подобие вселенной, которую создал Митра, а вещи внутри ее... были символами космических элементов и зон», De antr. nymph. 6). Есть основания гностический образ света, который и во тьме светит (Ио. 1, 5), объяснять через концептуальную схему П. (свет в П., как и огонь в ней, типологически сопоставим с теофанией, имеющей место в П., ср. явление бога укрывшемуся в П. от гнева Иезавели Илии, 3 Царств 19,9).П. нередко локализуется или на высокой горе, или в глубокой впадине, ущелье, она обращена с земли или к небу, или к подземному царству. В первом случае П. — место слияния матери-земли с отцом-небом, во втором (что в мифологических и фольклорных текстах встречается чаще) — место, где находится вход в нижний мир (здесь П. выступает как своего рода антигора, или гора подземного царства). Как вход в иной мир П. представляет собой опасность: здесь обитают стражи этого входа, здесь особенно важно знать правила поведения, соблюдать табу и т. д. Известны и контаминированные случаи: П. находится на горе, но является ходом в нижнее царство (ср. многие сказки типа AT 301).Лит.: Мацокин Н. П., Японский миф об удалении богини солнца Аматерасу в небесный грот и солнечная магия, Владивосток, 1921 (< Известия Восточного факультета Государственного Дальневосточного университета», т. 66, в. 3); Spengler О., Der Untergang des Abendlandes, IS Autl., Bd 2, Munch., 1922; Beit Н. von, Symbolik des Marchens, Bd 1-3, Bern, 1952-58; Hocart A. М., Kings and councillors, Chi.-L., 1970, p. 171, 229, 238; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, p. 1, N. Y., 1962, p. 300, 659, pt 2, p. 1068;Robert F., Thymele. Recherches sur la signification et la destination des monuments circulaires dans l'architecture religieuse de la Grèce, P., 1939;Jobst W., Die Höhle im griechischen Theater des 5 und 4 Jahrhunderts vor Christus, W., 1970. В. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. пещера — -ы, ж. Находящееся под землей или внутри горного массива углубление, полое пространство с выходом наружу. Сталактитовые пещеры. □ Мы разыскали вход в пещеру. --- Слегка нагнувшись, я прошел в мрачное подземелье. Арсеньев, Гора Лао-хутун. Малый академический словарь
  2. пещера — Полость в поверхностных толщах земной коры, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими отверстиями. Большинство пещер – карстовые (образуются путём выщелачивания и размыва известняков, доломитов, гипсов и др. ), встречаются и в ледниках. География. Современная энциклопедия
  3. пещера — Пеще́р/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. пещера — орф. пещера, -ы Орфографический словарь Лопатина
  5. Пещера — Горы Палестины большей частью состоят из известняковых пород. В результате выщелачивания и размыва известняка в горных массивах образуются полости, имеющие выход наружу, — П. (Суд 6:2). В Библии П. упоминаются довольно часто. Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. пещера — Грот, подземный ход, вертеп см. >> углубление Словарь синонимов Абрамова
  7. пещера — Пещ’ера — пещер в Палестине огромное количество. В древности они использовались для жительства (Быт.19:30 ; Евр.11:38), для убежища (Суд.6:2 ; 1Цар.13:6), для укрытия стад и особенно часто — для захоронения (Быт.23:9 ; Иоан.11:38). Город Села (см. Библейский словарь Вихлянцева
  8. пещера — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? пещеры, чему? пещере, (вижу) что? пещеру, чем? пещерой, о чём? о пещере; мн. что? пещеры, (нет) чего? пещер, чему? пещерам, (вижу) что? пещеры, чем? пещерами, о чём?... Толковый словарь Дмитриева
  9. пещера — Заимств. из ст.-сл. яз. (ср. искон. печора), где оно является суф. производным от пешть (печь «печка»). Пещера буквально — «похожая на печь». См. печь (2). Этимологический словарь Шанского
  10. ПЕЩЕРА — ПЕЩЕРА, расположенная под землей полость естественного происхождения. Существуют различные типы пещер — прибрежные, образованные волновой эрозией, ледовые, образующиеся в ледниках, и ЛАВОВЫЕ пещеры. Научно-технический словарь
  11. пещера — ПЕЩЕРА -ы; ж. Углубление, полое пространство, пустота, образовавшиеся в земной коре, горных массивах естественным путём или созданные человеком, с выходом наружу. Сталактитовые пещеры. В горах много пещер. П. с озером внутри. Подводная... Толковый словарь Кузнецова
  12. пещера — ПЕЩ’ЕРА, пещеры, ·жен. Полость, подземная или в горном массиве, образующаяся от действия подземных вод или в результате вулканических процессов (геол.). Горная пещера. Сталактитовая пещера. Пещеры служили жилищем для первобытного человека и животных. Толковый словарь Ушакова
  13. пещера — Слово было заимствовано из старославянского языка, имевшее в исконном варианте вид печора (в таком виде это слово сохранилось в названии реки). Восходит к рекгь (печь – "печка"). Буквальное значение слова пещера – "похожая на печь". Этимологический словарь Крылова
  14. пещера — пещера ж. 1. Пустота в земной коре или в горном массиве с выходом наружу, образующаяся в результате действия подземных вод или вулканических процессов. 2. Вырытое в земле или выдолбленное в скале углубление, служащее для жилья или хранения чего-либо. 3. Жилище монаха, отшельника и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  15. пещера — пеще́ра см. печо́ра. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. пещера — ПЕЩЕРА, печера, печора ж. (печь, в знач. подкопа) полость, пустота в толще земли; природные подземные ходы, тупиком или с выходами; грот; подземные вертепы; иногда рытые переходы, высеченные в скалах жилища, кладбища и пр. Самородные пещеры и капельники. Толковый словарь Даля
  17. пещера — ПЕЩЕРА, ы, ж. Углубление, полое пространство под землёй или в горном массиве, имеющее выход наружу. Сталактитовые пещеры. | прил. пещерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова