ОСИРИС

(Οσισις, грецизированная форма егип. имени Усир, ws'ĩr)

в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, О. был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. Он был четвертым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов, установил культ. Злой бог пустыни, младший брат О.- Сет, желавший править вместо него, придумывал способ погубить О. После победоносного возвращения из похода в Азию О. устроил пир. Сет, явившийся на пир со своими 72 соумышленниками, велел внести роскошно украшенный ящик (очевидно, саркофаг) и заявил, что он будет подарен тому, кому придется впору. Когда очередь дошла до О. и он лег на дно ящика (сделанного специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили ящик в воды Нила. Течением ящик прибило к берегу, и растущий там куст вереска охватил его своими ветвями. Верная супруга О.- Исида нашла тело мужа, она извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого О. сына. Предав тело О. погребению, она ушла в болота дельты Нила и там родила и воспитала младенца, названного Горем.Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Сначала он потерпел поражение и даже потерял в битве глаз — волшебное Око Гора, но затем счастье перешло на его сторону. Он победил Сета, отобрав у него вырванный глаз, дал проглотить его мертвому отцу. О. ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон на земле сыну Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. По одной из версий мифа. Сет не заключил О. в ящик, а разрубил его тело на 14 частей и разбросал эти части по всему Египту; Исида, собрав их воедино, погребла. Вариант мифа о 14 частях тела О., видимо, возник для того, чтобы объяснить существование гробниц О. в разных городах Египта. В каждой из них якобы покоилась лишь одна часть божественного тела. Этому толкованию, однако, противоречило повествование о том, что Исида собрала все члены тела О. (кроме фаллоса) и погребла в Абидосе. Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» совмещает обе версии: Сет расправляется с О. дважды. По некоторым версиям, О. оживлял не Гор, а Исида (сама или с помощью сестры Нефтиды). Погребение О. приписывалось то Исиде, то Анубису.В эпоху родового строя, когда возник культ О., он воспринимался как бог, олицетворяющий производительные силы природы. Связь О. с природой сохранялась на протяжении всей истории Египта. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Его тело всегда окрашивали в зеленый цвет. Считалось, что, подобно всему растительному миру, О. ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила всегда в нем сохраняется, даже в мертвом. На изображениях сквозь гроб О. прорастает дерево или из О.-мумии выросли стебли злаков, которые поливает жрец. В погребениях иногда помещалось натянутое на раму полотно с лежащей на нем фигурой О. из земли, засеянной зернами полбы или ячменя: если прорастет зеленью О.- оживет умерший. Сначала О. отождествлялся только с умершим царем. В «Текстах пирамид» фараон после смерти уподобляется О., его называют именем О. Начиная с эпохи Среднего царства, каждый умерший египтянин стал отождествляться с О. (т. е. считалось, что, подобно О., умерший оживет после смерти, и во всех более поздних заупокойных текстах перед именем умершего стоит имя О.).Как бог мертвых и царь загробного мира, О. воспринимался судьей загробного мира. Считалось, что перед ним предстает покойный, когда его сердце взвешивается на весах, где на одной чаше лежало изображение богини Маат, а на другой — сердце умершего. Оправданный попадал на «райские поля» Иару, наслаждался вечной жизнью.Первоначально, видимо, О. был местным богом в Джеду в восточной части дельты Нила; отождествленный с другим богом города Анджети, он стал изображаться с атрибутами этого бога (посохом и бичом или хлопушкой), которые прочно закрепились за О. Заняв центральное место в царском культе, О. стал особенно почитаться в Абидосе — месте погребения фараонов, где он заменил бога мертвых Анубиса, ставшего его спутником и помощником. Как сын бога земли Геба, уходящий после смерти под землю, О. стал считаться богом земных глубин, на его плечах покоится вся вселенная и из пота его рук вытекает Нил. С конца Нового царства О. связали с богом Ра (Ра-0.) и стали изображать с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ О. сливается с культом священного быка Аписа, и новый сложный образ бога, получивший имя Сераписа (О.-Аписа), приобретает широкую известность за пределами страны.Культ О. распространился в завоеванных Египтом Куше и других странах. В греко-римскую эпоху культ О. (наряду с другими греко-восточными культами богов умирающей и воскресающей природы Аттиса, Адониса, Таммуза) получил широкое распространение в Западной Азии и в Европе, включая Северное Причерноморье.Образ О. нашел отражение в художественной литературе (в исторических романах Г. Эберса, Б. Пруса и др.; в поэзии: у И. А. Бунина, В. Я. Брюсова и др.).Лит.: Матье М. Э., Древнеегипетские мифы (переводы мифов), М.-Л., 1956; Трактат Плутарха, в кн.: Plutarch, Über Isis und Osiris, herausg. Parthey G., В., 1860; Mopэ А., Страсти Озириса, в его кн.: Цари и боги Египта, пер. с франц., М., 1914, с. 81-123; Zakharov A. A., A fragment of a crown of Osiris from the South of Russia, «Ancient Egypt», 1926, N 3;Lеfeburе Е., Le mythe osirien. (Études egyptol. 3-4), P., 1874-7S; Budge Е., Osiris and the egyption resurrection, v. 1-2, L.-N. Y., 1911. Д. Г. Редер.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Осирис — В древне-египетской мифологии один из наиболее почитаемых богов, культ которого из г. Бусириса (где он первоначально почитался) в середине 3-го тыс. до н. э. распространился по всей стране (центром культа О. стал г. Абидос). Согласно мифам... Большая советская энциклопедия
  2. ОСИРИС — (греч. Osiris) — древнеегип. бог, культ которого в сер. 3-го тыс. до н. э. из г. Бусириса, где он первоначально почитался, распространился по всей стране (центром культа О. стал г. Абидос). Согласно мифам... Советская историческая энциклопедия
  3. Осирис — (Osiris), древнеегипетский бог смерти, изображавшийся в виде мумии. О., его супруга Исида и сын Гор являются персонажами мифа о циклах растительного мира. Расчлененные останки О., убитого осенью, Исида собирает и складывает вместе, после чего... Археологический словарь
  4. Осирис — • Osīris, Ὃσιρις главный египетский бог, вместе с Изидой наиболее почитаемый во всем Египте. Hdt. 2, 42. Он находится в ближайшем отношении к Изиде: их считали братом и сестрой; от брака их родился Гор. Царствуя в Египте... Словарь классических древностей
  5. Осирис — орф. Озирис, -а и Осирис, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. Осирис — Или Озирис (Όσιρις) — наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом в трактате: "De Iside" и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах. Популярность... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. Осирис — Бог в египетской религии. Один из немногих антропоморфных образов египетской религии Краткий религиозный словарь
  8. ОСИРИС — ОСИРИС (Озирис) — в древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора; покровитель и судья мертвых. Большой энциклопедический словарь
  9. осирис — Осирис м. см. озирис Толковый словарь Ефремовой