ОСЕЛ

. Мифопоэтический образ О. распространен с глубокой древности (в египетских изображениях О. известен уже с 4-го тыс. до н. э.). С одной стороны, О.- священное животное, одна из ипостасей божества, объект культа и т. п., с другой — символ глупости, невежества, упрямства, низости, ненависти, насилия, отсутствия достоинства, похоти, жизни в ее материально-телесном аспекте (реже О. рассматривается как воплощение терпения, смирения, умеренности, твердости и т. п.; в буддизме О.- символ аскетизма, униженности; у древних евреев — мира и спасения). В Древнем Египте О.- одна из форм солнечного божества (в аспекте растущего, восходящего солнца), в то же время с образом О. связан Сет. В Вавилоне в образе О. представлялся бог Ниниб. В древнееврейской традиции О. выступает как священное животное судей, царей, пророков (ремень из кожи О. использовался для наказания виновного в соответствии с решением суда). Ослица Валаама (Чис. 22) оказывается не только мудрее своего хозяина, но и сообщницей ангела, выполняющего божью волю. Священный царь, согласно пророчеству, «праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9), грядет, чтобы возвестить мир народам. Отношение древних евреев к О. трактовалось античными писателями как культовое почитание его и вызывало осуждение. Позже аналогичное обвинение адресовалось и христианам, которые, так же как и некоторые гностические секты, рассматривали О. как священное животное. Распространенные темы христианской религиозной живописи — въезд Иисуса Христа на О. в Иерусалим и бегство в Египет, в котором также участвует О. Античный «праздник дураков» (сатурналии) имел в средние века продолжение в особом травестийном ритуале чествования О., на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим [«ослиным богом» называли животное, ритуально убиваемое в середине зимы во время сатурналий; ср. позже убийство «рождественского» дурака, что возвращает к теме умирающего бога и мифологеме, отождествляющей жертвенное животное (в данном случае О.) с божеством]. В средние века, главным образом на севере Франции, отмечался (14 января) т. н. «ослиный праздник» в память бегства в Египет. Наряду с этим существовали и официально освященные церковной традицией ритуалы типа пасхального объезда патриарха на осляте в Москве в 17 в.; в средние века О. связывался с вербным воскресеньем и со святым Николаем.В древности О. был, видимо, священным животным и в ряде других традиций, например у фригийцев, и, может быть, фракийцев. Некоторые исследователи считают, что сюжет о музыкальном поединке фригийского силена Марсия с Аполлоном (в другом варианте — Пана с Аполлоном) и присуждении победы Марсию (Паяу) фригийским царем Мидасом, которому Аполлон в наказание дал ослиные уши (символ глупости в одних традициях и мудрости в других), представляет собой этиологическое обоснование жертвоприношения О. (одним из атрибутов Силена и Приапа был О.). В мусульманской традиции О.- одно из животных неба. Иногда О. выступает как ездовое животное божества. В ряде вариантов колесница Ашвинов запряжена ослом (РВ I 34,9; 116,2; VIII 74,7) или несколькими ослами, с помощью которых Ашвины выиграли соревнование, проводившееся по случаю свадьбы Сомы и Сурьи (АВ IV 7-9). В китайской традиции О.- божественный скакун. Некогда было очень широко распространено представление о возможности превращения человека в О.: об этом свидетельствуют соответствующие поверья (у армян был обычай жертвенного заклания О. на могиле предка должника; считалось, что душа покойного предка превратится в О., если долг не будет выплачен), сюжеты античной литературы («Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея), многочисленные сказки. В сказках О. то является образцом мудрости, благоразумия, хитрости (О. часто выходит победителем в конфликте с другими), даже предприимчивости (ср. сказки об умном, хитроумном, сметливом, говорящем О.), то, наоборот, символизирует глупость и упрямство (О. своим ревом привлекает внимание хищников, которые его поедают, и т. п.). Известны сказки о происхождении О. (напр., у алтайских татар). О.- не менее частый персонаж и в литературных произведениях — баснях (у Эзопа, Федра, Видная и т. д., вплоть до новейшего времени), апологах, фаблио, циклизованном книжном животном эпосе. В средневековом «Романе о Ренаре» участвует О. Бодуэн, выступающий как придворный проповедник. Образ О. широко используется в пословицах и поговорках, в аллегориях, эмблематике. В средневековом искусстве (в частности, в скульптуре) довольно часты и такие композиции, как музицирующий О. или ясли, около которых находится О., кортеж животных, среди них особо отмечен О., и др. В народной медицине на О. «отсылают» болезни; копыта, уши, шкура, помет О. и особенно волосы из темного креста на спине О., который, по народным поверьям, появился в знак того, что на нем восседал Иисус Христос, считаются целительными.Лит.: Фрейденберг О. М., Въезд в Иерусалим на осле, в ее кн.: Миф и литература древности, М., 1978; Ball С. J., The ass In Semitic mythology, «Proceedings of the Society of Biblical Archaeology», 1910, v. 32; Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 88-84;Jоbes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1961, p. 142-43, 462;Rоux J.-P., Faune et flore sacrées dans les sociétés altaiques. P., 1966. В. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Осел — Осел (евр. хамор, ослица — атон; греч. онос): 1) О. (Equus asinus) с древних времен известен как вьючное животное. Из ВЗ известно, что О. владели Авраам (Быт 12:16; 22:3)и Иаков (Быт 30:43). Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. осел — Лошадь Словарь воровского жаргона
  3. осел — ОСЕЛ домашний, непарнокопытное ж-ное рода лошадей. Произошёл от дикого африканского О. (Equus minus). Одомашнен 5—6 тыс. лет назад. Две группы пород: местные О. Африки и Азия в т. ч. Казахстана, Ср. Азии и Кавказа) и заводские породы, используемые в осн. Сельскохозяйственный словарь
  4. осел — см. >> дурак Словарь синонимов Абрамова
  5. осел — Ос’ел — известное домашнее животное, высоко ценимое на востоке в древности (Быт.30:43). Ослы употреблялись для езды, перевозки тяжестей и даже для обработки земли (Втор.22:10 ; Ис.30:24). Библейский словарь Вихлянцева
  6. осел — Считается общеслав. заимств. из готск. яз., где asilus < лат. asinus. Этимологический словарь Шанского
  7. осел — ОСЁЛ осла; м. 1. Родственное лошади вьючное домашнее животное, небольшого роста, с длинными ушами, обычно серой окраски. Упрям, глуп, как о. (очень упрям, глуп). 2. Бранно. О тупом, упрямом человеке. Буриданов о. (о крайне нерешительном человеке). ◁ Ослик, -а; м. Уменьш.-ласк. Ослиный (см.). Толковый словарь Кузнецова
  8. осел — См. осёл Толковый словарь Даля
  9. осел — ОСЁЛ, осла, ·муж. 1. Животное из ·сем. лошадиных, невысокого роста с большой мордой и длинными ушами. 2. перен. Глупец, дурак, тупой упрямец (·бран. ). «В... публично тыкали на него, называли его ослом, мерзавцем и тому подобное.» Чехов. Толковый словарь Ушакова
  10. Осел — (Asinus). — О. составляет лишь особый подрод в роде лошади (Equus; см.). Он отличается от подрода собственно лошади отсутствием мозолистых утолщений на задних ногах и хвостом, покрытым при основании короткими волосами... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. осел — 1. осёл I м. Домашнее животное семейства лошадиных с длинными ушами. II м. 1. простореч. Тупой и упрямый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. 2. Осёл м. Толковый словарь Ефремовой
  12. осел — Род. п. осла́, укр. осе́л, др.-русск., ст.-слав. осьлъ ὑποζύγιον (Супр.), болг. осе́л, сербохорв. о̀сао, род. п. осла, словен. ósǝl, чеш. оsеl, слвц. оsоl, польск. оsiоɫ, в.-луж., н.-луж. wоsоɫ. Заимств. из гот. asilus от лат. Этимологический словарь Макса Фасмера