ОРЕСТ

('Ορέστης)

в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитеместры. После того как Агамемнон был убит Клитеместрой и Эгисфом, сестра О. Электра (или его кормилица) спасла его из рокового дома. Он вырос в Фокиде у царя Строфия, женатого на тетке О.- Анаксибии. Здесь возникла дружба между О. и его сверстником Пиладом, сыном Строфия. Когда О. стал совершеннолетним, он получил от дельфийского оракула приказ отомстить за смерть отца. Согласно «Орестее» Эсхила, преследуемый за пролитие им крови матери богинями мести эриниями, О. обращается по совету Аполлона за помощью к Афине, которая передает дело об убийстве Клитеместры на рассмотрение созываемого ею специального суда афинских старейшин (ареопага) на холме Ареса в Афинах. Благодаря заступничеству самой Афины, отстаивающей главенствующую роль мужчины в семье и государстве, голоса делятся поровну, что по условиям афинского суда означает оправдание О. По другому варианту, О. должен был для своего оправдания доставить в Грецию из Тавриды (где встретился с сестрой Ифигенией) деревянный кумир богини Артемиды (Eur. Iphig. T. 77-92). В других трагедиях Еврипида («Электра», «Орест») поступок О. лишается всякого героического ореола и сам он изображается душевнобольным человеком, способным на новые акты бессмысленной жестокости. О. царствовал после Менелая в Спарте, а поздние источники (Apollod. epit. 6,28) сообщают о смерти О. от укуса змеи в Аркадии. Возможно, в этой области существовал древний культ О. как местного героя. Считалось, что останки О. хранились в аркадском городе Тегея еще в историческое время и в 6 в. до н. э., вопреки воле местных жителей, были перенесены в Спарту (Herodot. I 67 след.).Миф об О. отразил процесс преодоления архаического закона кровной мести, происходивший на фоне смены матриархального уклада патриархатом: эринии, преследующие О. за пролитие крови матери, безразличны к преступлению самой Клитеместры, так как она не находилась со своим мужем в кровном родстве. По закону кровной мести убийство О. матери должно повлечь за собой гибель самого О., но он не несет наказания, так как за него вступается государство в лице ареопага. в. н. Ярхо.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Орест — В древнегреческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры (См. Клитемнестра). Мстя за отца, предательски убитого собственной женой и её возлюбленным Эгисфом, О., поддержанный сестрой Электрой, убил Клитемнестру и Эгисфа. Большая советская энциклопедия
  2. орест — ОРЕСТ * au reste. Впрочем. Женева при разрыве с этими господами делается превосоходным местом. Они надоели, как горькая редька. Au reste — я твоим личным вкусом не хочу препятствовать — но работать с ними нельзя. 8.9. 1865. Герц. — Огареву. Словарь галлицизмов русского языка
  3. Орест — • Orestes, Όρέστης 1. младший из детей и единственный сын Агамемнона и Клитемнестры. Ноm. Il. 9, 142 слл. После того как был убит его отец, сестра его Электра принудила его искать безопасности в Фаноте, у подножия Парнаса в Фокиде... Словарь классических древностей
  4. Орест — орф. I Орест, -а: Орест и Пилад II Орест, муж. имя (Орестович, Орестовна) Орфографический словарь Лопатина
  5. Орест — А. муж. Отч.: Орестович, Орестовна; разг. Орестыч. Производные: Ореста; Оря (Ора); Ростя. Происхождение: (Греч. личное имя Orestes. От oros — гора.) Именины: 23 нояб., 26 дек. Словарь личных имен
  6. ОРЕСТ — ОРЕСТ 1. герой трагедий Эсхила «Хоэфоры» и «Евмениды» (458 до н.э.), трагедии Софокла «Электра» (? ок. 415 до н.э.), трагедий Еврипида «Электра» (? 413 до н.э.), «Орест» (408 до н.э.) и «Ифигения в Тавриде» (? 414 до н.э.). Энциклопедия литературных героев
  7. ОРЕСТ — ОРЕСТ — в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, убивший мать и ее возлюбленного Эгисфа, мстя за убитого ими отца. Миф об Оресте — сюжет трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и др. Большой энциклопедический словарь
  8. Орест — Орест авт. записок (XVII в.), игумен Могилев. епарх. {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия