ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Персонификация, присущее мифопоэтическому сознанию свойство перенесения на неодушевленные вещи и явления черт живых существ: человеческих (антропоморфизм, антропопатизм) или животных (зооморфизм), а также наделение животных качествами человека.В поэтическом языке О. как средство повышения выразительности используется при описании явлений неодушевленного мира: «Прощай, свободная стихия!» (А. С. Пушкин); «Терек воет, дик и злобен, меж утесистых громад, буре плач его подобен, слезы брызгами летят» (М. Ю. Лермонтов); «О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно?» (Ф. И. Тютчев), человеческих действий, чувств и отношений: «Как пахарь, битва отдыхает...» (А. С. Пушкин) и т. п. Однако если поэтические О. являются лишь метафорами, образными сравнениями, выступая как литературный прием, то в мифологических и религиозных представлениях О. — некие воображаемые реальности, служащие для своеобразного объяснения явлений природы или человеческой жизни. Здесь это не частный вид метафоры, а особый, и притом наиболее богатый содержанием вид символа. В таких символических О. обозначаемое, т. е. та реальность, которая, собственно, скрывается за символами, мыслится как живое и личностное начало, а обозначающее, т. е. эмпирические, данные людям в восприятии проявления этого личностного начала, условно изображается по аналогии с человеческими действиями, чувствами, мыслями и т. п., т. е. уподобляется им посредством метафористических и стилистических О. Например, Уран и Гея — личностно понимаемые стихии, отношения между которыми уподобляются человеческому бракосочетанию. Весь рассказ об их соитии и потомстве не буквален, а символичен (и благодаря этому имеет познавательный смысл). Буквально лишь «О. первого порядка» — древнее верование в их личностные свойства. Наличие О. служит определяющим признаком любого мифологического повествования.Вопросы о соотношении поэтических и религиозно-мифологических О., равно как и проблемы их происхождения и функций, по-разному трактуются представителями различных научных направлений. Старая «мифологическая школа» (Я. Гримм, М. Мюллер, А. Н. Афанасьев и др.), не различая виды О., пыталась свести любой фольклорный персонаж к древним мифологическим представлениям, рассматривая его как деградировавший миф, как О. солнца, луны, грозы и пр. Позже стали разграничивать разновидности О. и даже противопоставлять их одно другому. Ю. П. Францев противопоставлял поэтическое (сказочное) О. природы образам религиозно-мифологической фантазии. Все более широкое распространение получают взгляды на О. как на один из способов символического кодирования реальности, позволявший человеку объяснять себя самого и окружающий мир, персонифицируя себя в природе. Наивное очеловечивание природной среды вело через первобытные верования (фетишизм, анимизм, тотемизм, мана-оренда) к такому «метафорическому» сопоставлению природных и культурных объектов, которое выразилось в сложных тотемических классификациях и (шире) в мифологическом символизме, представлении космоса в зооантропоморфных терминах, отождествлении микро- и макрокосма (см. статьи МОДЕЛЬ МИРА, ПЕРВОЧЕЛОВЕК, ЖИВОТНЫЕ в мифологии). Согласно этим представлениям, космологическая картина мира описывалась древними с помощью синонимических рядов, понятий, относящихся к различным срезам бытия, так что одни и те же элементы космоса (небо, земля, огонь, вода, ветер и т. д.) могли быть олицетворенными участниками космогонической драмы (ср. Уран, Гея, Агни, Ваю, Варуна и т. д.), а могли выступать и как де-персонифицированные и даже абстрактные классификаторы. Отсюда часто встречающийся в мифах обратный О. процесс «овеществления» живого. Характерным примером здесь может служить сюжет происхождения частей мира и вещей из тела первочеловека (Пуруша, Имир и т. п., см. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ). Первоначальным источником О. был «синкретизм древнейшей поэзии» (выражение А. Н. Веселовского), который вмещал в себя и архаические обряды, и простейшие мифы, и элементарные верования, и начальные формы поэтического творчества, так что различение религиозно-мифологических и поэтических О. стало актуальным лишь с появлением литературы (см. ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ). О. органически входили в самый сюжет сказки и мифа, поскольку на всем мироощущении первобытного человека лежала печать его близости к природе, невыделенное™ из окружающей среды — природной и социальной.Склонность человеческого сознания к О. окружающей действительности, несомненно, была психологической предпосылкой к возникновению религиозных верований. При этом собственно религиозный элемент может быть слабо выражен или даже совсем отсутствовать в том или ином О.: критерием чаще всего служит здесь наличие или отсутствие культа — поклонения данному мифологическому образу. Например, в мифологических представлениях некоторых австралийских и африканских племен определенное место занимает О. неба, но это в большинстве случаев бледный и тусклый образ, ему не приписывают вмешательство в жизнь людей, а потому ему и не поклоняются. Напротив, другие природные явления, особенно бурные, угрожающие жизни человека: гроза, наводнение, разрушительный циклон и пр. — олицетворяются в образах, служащих предметом религиозного поклонения. Отсюда образы грозных богов природы в разных религиях.Различаются и степени О.: в одних случаях можно лишь догадываться о наличии олицетворенного образа того или иного явления природы. Таковы «хозяева» тайги, горы, моря, промысловых животных в верованиях народов Сибири. Здесь трудно бывает установить, поклоняются ли, например, антропоморфному образу «хозяина» моря или самому морю? Такого рода «непроявленность», символичность характерна для наиболее чистых форм мифопоэтического сознания. В других случаях, например в античной греческой мифологии, налицо яркие и пластичные, чисто человеческие образы богов. Это бытовое человеко-подобие олимпийского пантеона, его детальная антропоморфизация и ослабление символического начала свидетельствуют об упадке мифологического мышления, его перерождении в систему философских аллегорий и условно-поэтических приемов.Типовым примером мифопоэтического восприятия окружающего мира могут служить О., связанные с земледельческим хозяйством разных народов: зреющее или созревшее на полях зерно олицетворялось то в человеческом, то в животном образе (эти поверья детально исследовали немецкий этнограф В. Манхардт и Дж. Фрейзер). Индейцы Северной Америки называли кукурузу — их главную пищу — «маисовой матерью», «старой женщиной» и т. п., и устраивали в честь нее праздники с жертвоприношениями. Народы Юго-Восточной Азии, питавшиеся главным образом рисом, верили в «рисовую мать» или в «духа риса». У европейских крестьян, особенно в Центральной и Северной Европе, были поверья о «хлебной матушке», «ржаной девушке», «старике» и пр., живущих в хлебном поле. Но еще чаще хлебное поле олицетворялось в животных образах, притом самых разнообразных (волк, собака, заяц, лисица, петух, гусь, кот, бык, козел, свинья, лошадь и др.). Эти О. выражались в особых поговорках, прибаутках, детских стращалках: «Вот хлебный кот придет и заберет тебя», «Ржаной волк придет, съест тебя», «Там, в хлебном поле, сидит большая собака», «Козел сидит в снопе» и т. п. Если ветер колышет ниву, говорят: «Волк бежит по полю» и пр. Верили, что животное — дух поля, дух хлеба, когда хлеб жнут, отступает постепенно в несжатую часть поля и под конец остается в последнем снопе. Когда последний жнец его срезал, говорили: «Он поймал волка», «Он убил зайца», «Берегись волка» и т. п. Последний сноп мог выступать и в антропоморфном оформлении («дед», «баба», «именинник»). Он был предметом различных магических обрядов, его хранили до будущего посева.Но есть очень много мифологических образов, которые не могут быть сведены к простейшим и непосредственным О. одного какого-то явления действительности: в них сплелись и слились черты разнообразного происхождения, и трудно выделить в них первичные О. Таковы, например, Зевс, Аполлон, Афина, Гера, Артемида, Гермес, Посейдон. Почти невозможно составить представление и о том, в какой исторической последовательности сменяли одно другое О. разных явлений природы и общественной жизни. Поэтому приходится ограничиться лишь примерным, далеко не полным перечнем вещей, явлений, понятий, которые подвергались О. Олицетворялись небесные явления: солнце, луна (эти два светила олицетворялись как два взаимосвязанных человеческих существа, непременно разного пола: если солнце мужчина, то луна женщина, и наоборот); созвездия и отдельные звезды. Млечный путь, полярное сияние; небо и земля (опять-таки как существа разного пола, чаще небо — мужского, земля — женского); атмосферные явления — ветер, тучи, гроза, дождь, радуга и пр.; элементы ландшафта — гора, река, озеро, лес (дерево), пустыня, степь, море и пр.; вся видимая природа (образ бога-творца, демиурга, мироустроителя); предметы человеческой культуры и социального порядка (образ культурного героя); человеческое хозяйство, промыслы (духи — покровители охоты и других промыслов), земледельческое хозяйство (духи — покровители земледелия, демоны плодородия, зооморфные и антропоморфные О. урожая), скотоводство (святые — покровители скота); огонь, вода; семейный и домашний быт (покровители семьи, пенаты, лары, домовой и др.); брачно-семейные и кровно-родственные отношения (боги — покровители семьи и брака, любви, деторождения); болезни (лихорадки, трясцы, оспа и др.); смерть (божество смерти, дух умершего, хозяин загробного мира); благополучие и неудачи (доля — недоля, мойры, норны, злыдни); войны (божества войны и победы); социальный мир и порядок (боги — учредители и покровители порядка, правосудия, справедливости, хранители обычаев и пр.). Особняком стоит чрезвычайно интересная категория мифологических О., особенно тесно слитая с обрядностью: О. праздников и обрядов. Таковы Коляда, Карнавал, Куарезима (великий пост, от лат. quadragesimus, «сороковой»), Пэр-Ноэль («отец-рождество»), фея Бефана, Карачун, дед-мороз, русалка.Лит.: Афанасьев А. Н., Поэтические воззрения славян на природу, т.1-3, М., 1865-69;Тэйлор Э„ Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Вундт В., Миф и религия, СПБ, 1913); фразер Д ж.. Золотая ветвь, М., 1980;Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957; Неклюдов С. Ю., Особенности изобразительной системы в долитературном повествовательном искусстве, в сб.: Ранние формы искусства, М., 1972; Штернберг Л. Я.. Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936; Попов А. А., Пережитки древних дорелигиозных представлений долганов на природу. «Советская Этнография», 1958, № 2; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л„ 1959; Роднянская И. В., Олицетворение, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 5, М., 1968;Mannhardt W., Die Korndamonen, В., 1868; его же, Wald- und Feldkulte, 2 Aufl., Bd. 1-2, В., 1904-1905; Usener Н., Gotternamen, 3 Aufl., FR/M 1948. С. А. Токарев.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Олицетворение — Прозопопея (от греч. prósōpon — лицо и poiéō — делаю), персонификация (от лат. persona — лицо, личность и facio — делаю), особый вид метафоры (См. Метафора): перенесение человеческих черт (шире — черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Большая советская энциклопедия
  2. Олицетворение — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (или персонификация) — выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица... Литературная энциклопедия
  3. олицетворение — -я, ср. 1. Действие по глаг. олицетворить—олицетворять (в 1 знач.). Олицетворение сил природы. 2. Изображение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа. [В псалтыри] изображены реки по-античному. Малый академический словарь
  4. олицетворение — Олицетвор/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  5. олицетворение — орф. олицетворение, -я Орфографический словарь Лопатина
  6. олицетворение — См.: персонификация Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. олицетворение — (греч. prosopopoieia, от prosopon — лицо + poieo — делаю). Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно ?(Тютчев). см. персонификация. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  8. олицетворение — Windows; Программирование; Безопасность impersonation Словарь компьютерных терминов
  9. Олицетворение — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), — стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Словарь литературных терминов
  10. олицетворение — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -я; ср. 1. к Олицетворить (1 зн.). и Олицетворять. О. сил природы. 2. Изображение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Голубь — о. мира. 3. чего. Воплощение идеи, понятия, каких-л. Толковый словарь Кузнецова
  11. олицетворение — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, я, ср. 1. см. олицетворить. 2. чего. О живом существе: воплощение какихн. черт, свойств. Плюшкин о. скупости. О. доброты. Толковый словарь Ожегова
  12. олицетворение — ОЛИЦЕТВОР’ЕНИЕ, олицетворения, ср. (·книж. ). 1. только ед. Действие по гл. олицетворить-олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой-нибудь стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Толковый словарь Ушакова
  13. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) — вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные ("Ее сиделка — тишина...", А. А. Блок). Большой энциклопедический словарь
  14. олицетворение — олицетворение ср. 1. Процесс действия по гл. олицетворить, олицетворять 2. Результат такого действия; воплощение, конкретное, реальное выражение чего-либо. || Воплощение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Толковый словарь Ефремовой