НИОБА

Ниобея (Νιόβη), в греческой мифологии дочь Тантала, жена царя Фив Амфиона. Обладая многочисленным потомством (согласно Гомеру, у Н. было шесть сыновей и шесть дочерей; по Гесиоду и Пиндару, десять сыновей и десять дочерей; начиная с афинских трагиков, Н. приписывали семь сыновей и семь дочерей, Aul. Gell. XX 7), Н. возгордилась перед Лето, имевшей только двоих детей: Аполлона и Артемиду. Разгневанная богиня пожаловалась на Н. своим детям, которые стрелами из луков убили всех детей Н. (Ниобидов): Аполлон поразил юношей, Артемида — девушек. Потрясенный гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Н. окаменела от горя. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида сжалилась над самой младшей дочерью Н., а также вариант: в живых остался младший сын (Apollod. III 5, 6; Paus. II 21, 9; V 16, 4).Согласно одной из версий мифа, Н. после гибели детей и мужа вернулась на родину; увидев отца, обреченного богами на мучительное испытание (пребывание под нависающей над ним скалой), не могла более переносить все выпавшие на ее долю страдания и взмолилась Зевсу, чтобы он превратил ее в камень (Apollod. III 5, 6). По другой версии, Н. оцепенела без божественного вмешательства, как только увидела гибель детей; ветер унес ее окаменевшую фигуру на вершину горы Сипил в Лидии, где из глаз Н. продолжали вечно литься слезы (Ovid. Met. VI 302- 312).Лидийская родословная Н. и негреческий характер ее имени указывают на малоазийское происхождение образа Н. Поскольку не вызывает сомнения и принадлежность Лето к малоазийской (ликийской) религии, то в основе сказания о Н. лежит, вероятно, культовое соперничество двух женских божеств. Превращение же Н. в камень на вершине скалы отражает распространенный в фольклоре многих народов мотив отождествления скалы, напоминающей по форме человеческую фигуру, с окаменевшей женщиной (Paus. I 21, 3). в. Н. Ярхо.

В античном изобразительном искусстве часто изображалась группа с Н„ пытающейся укрыть младшую дочь от стрел богов («Н. с дочерью»); среди других произведений — статуя «Раненая Ниобида» (сер. 5 в. до н. э.), рельефа трона Зевса в Олимпии, метопы храма Немесиды в Рамнунте. В европейском изобразительном искусстве к мифу обращались Караваджо, Джулио Романо, Дж. Б. Росси, Я. Тинторетто, А. Блумарт, Ж. Л. Давид и др.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ниоба — Ниобея, в древне-греческой мифологии дочь Тантала, супруга фиванского царя Амфиона. Гордясь многочисленным потомством (по Еврипиду — 7 сыновей и 7 дочерей), Н. оскорбила своим хвастовством мать Аполлона и Артемиды Лето (Латону). Большая советская энциклопедия
  2. Ниоба — • Niŏbe, Νιόβη 1. дочь Форонея и нимфы Лаодики или жена Инаха и мать Форонея; 2. см. Pelasgus, Пеласг, 1; 3. дочь Тантала и плеяды Тайгеты или гиады Дионы, сестра Пелопса, жена Амфиона, фивского царя, столь же высокомерная, как и ее отец. Словарь классических древностей
  3. Ниоба — (Νιόβη, Niobe) — дочь Тантала, сестра Пелопа, жена фивского царя Амфиона, возгордилась своими 12 детьми (6-ю сыновьями и 6-ю дочерьми; у трагиков — всего семь) и вздумала сравниться с Лето (Латоной), у которой были лишь двое детей, Феб Аполлон и Артемида. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. НИОБА — НИОБА (Ниобея) — в греческой мифологии дочь Тантала, супруга фиванского царя Амфиона. Гордясь многочисленным потомством (12, 14 или 20 детей) — Ниоба оскорбила хвастовством богиню Лето (Латону) — мать Аполлона и Артемиды. Большой энциклопедический словарь