МОСТ

В мифопоэтической традиции выступает прежде всего как образ связи между разными точками сакрального пространства. В этом смысле М. изофункциоиален пути, точнее,- наиболее сложной его части. М. мыслится обычно как некая импровизация еще неизвестного, не гарантированного пути. М. строится как бы на глазах путника, в самый актуальный момент путешествия и на самом опасном месте, где путь прерван, где угроза со стороны злых сил наиболее очевидна, подобно перекрестку, развилке дорог (ср. мотив чудовища, хищного зверя, злого духа, дурного человека и др. у входа на М. и обычай отмечать начало и конец М. украшением, шестом, символическим знаком, зооморфным образом типа сторожевых львов, грифонов и т. п.). Постройка М. сопровождалась особым ритуалом. По-видимому, не случайно строители М.- «мостовщики» в ряде традиций образуют особую не только профессиональную, но и конфессиональную группу, входящую в жреческий корпус (очевидно, таким был статус «мостовщиков» у древних пруссов; значение термина Великий понтифик (лат. Ponti-fex Maxcimus) в Риме некоторые исследователи объясняют как «делатель моста»). Связь постройки М. с ритуалом может быть реконструирована по фольклорным текстам, еще сохранившим связь с обрядом. В частности, для архаичной славянской традиции восстанавливается текст, ядром которого является мотив мощения М. (или мостов), после чего следует объяснение цели этого мощения (в конечном счете — максимальное благо: богатство, потомство, скот, безопасность и т. п.). (Например: «Мостите вы мосты! — На что мостить мосты...?», точные параллели известны и в других славянских традициях.) Существенно, что эти тексты о М. входят в состав колядок и исполнялись на рубеже старого и нового года. Наведение М. открывает путь из старого пространства и времени к новому, из одного цикла в другой, как бы из одной жизни в другую, новую. В этой же функции выступает и древо мировое, воздвигаемое также на стыке старого и нового года. В этом контексте, в частности, получают свое объяснение фольклорные мотивы строительства М. в канун нового года, чудесного золотого М. с деревом (или деревьями) и птицами, который строится за одну ночь, превращения дерева в М., связь М. со змеем и с соловьем-разбойником (ср. мотив чудовища у переправы), «яворовых людей» (в польской и белорусской колядке), строящих мост, гадания у М. (в русских сказках — узнавание судьбы под М.) и т. д. Характерно, что по М. проходит (или проходит первым) именно герой, нередко победитель чудовища. Сам М. поражает иногда своими размерами, значением, бывает золотым, яворовым, стеклянным и т. д., иногда он направлен не по горизонтали, а по вертикали и соединяет землю с небом (частный случай — трактовка радуги как небесного М.), человека с богом, низ с верхом. В этом контексте образ жреца (особенно часто в шаманских традициях), воздвигающего мировое (шаманское) дерево (шест, столб и т. п.) и путешествующего по нему на небо, к богам и духам верхнего мира, совпадает с мифологизированным образом строителя М., устанавливающего с его помощью такую же связь (ср. миф о М. богов у индейцев Северной Америки). Вертикальный М. соединяет землю не только с верхним, но и с нижним миром (ср. «дерево нижнего мира» или перевернутое дерево в шаманских и некоторых других традициях). У М. в нижний мир нередко также стоит страж (иногда зооморфный), пропускающий умерших (или живых, отважившихся посетить царство смерти) за определенную мзду или при условии решения некой загадки, успешного прохождения через какое-либо испытание. Впрочем, образ М. вниз принадлежит к числу нечастых. Чаще встречается образ М., по которому души умерших попадают в рай (само направление такого М. не всегда выявлено). Наиболее известный образец подобного М.- иранский Чинват.Лит.: Потебня А. А.. Объяснения малорусских и сродных народных песен, [т. 1-2], Варшава, 1883; Пропп В, Я., Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946 (4 — Переправа; 7 — У огненной реки); Иванов В. В. Топоров В. Н., Славянские языковые мо делирующие семиотические системы (Древний период), М., 1965, с. 166-68; Guenon R. Le symbolisme du pont, в сб.: Sym boles fonda mentaux de la science sacree. P., 1962; Mole М., Culte, mythe et cosmologie dans 1'Iran ancien. P., 1963. В. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мост — -а и -а, предл. о мосте, на мосту, мн. мосты, м. 1. Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь и т. п. Мост через реку. Железнодорожный мост. Понтонный мост. Разводить мосты. || перен. То, что соединяет что-л. Малый академический словарь
  2. МОСТ — (Most), Иоганн (5.II.1846 — 18.III.1906) — нем. с.-д., анархист. Род. в Аугсбурге. По специальности переплетчик. С 60-х гг. 19 в. принимал участие в рабочем движении. В 1876-78 редактировал с.-д. газету "Berliner Freie Presse". В 1874-78 — депутат герм. Советская историческая энциклопедия
  3. мост — Транспортное сооружение, по которому проложен путь над каким-либо препятствием. В зависимости от характера препятствия различают мосты через водотоки (собственно мосты), через дороги (путепроводы), через овраги и ущелья (виадуки). Техника. Современная энциклопедия
  4. мост — Мост/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Мост — I (Most) Иоганн (5.2.1846, Аугсбург, — 17.3.1906, Нью-Йорк), деятель германского рабочего движения; представитель левосектантского анархистского течения в германской социал-демократии. По специальности переплётчик. С 60-х гг. Большая советская энциклопедия
  6. мост — орф. мост, -а и -а, предл. на мосту, мн. -ы, -ов; но: Кузнецкий Мост (улица) Орфографический словарь Лопатина
  7. мост — МОСТ I. Снежный мост через трещину в горах, который может быть использован альпинистами для ее преодоления. II. Акробатическое и гимнастическое упражнение, дугообразное максимально прогнутое положение исполнителя с опорой на ноги и руки спиной вниз. Словарь спортивных терминов
  8. мост — см. >> хоть мост мости Словарь синонимов Абрамова
  9. Мост — (Die Brьcke), объединение художников-экспрессионистов, преимущественно немецких. Существовало в 1905-13 в Дрездене. Ведущие мастера: Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф, М. Пехштейн; некоторое время к ним примыкал Э. Нольде. Художественная энциклопедия
  10. мост — сущ., м., употр. часто (нет) чего? моста и моста, чему? мосту, (вижу) что? мост, чем? мостом, о чём? о мосте, о чём? (на) мосту; мн. что? мосты, (нет) чего? мостов, чему? мостам, (вижу) что? мосты, чем? мостами, о чём? о мостах... Толковый словарь Дмитриева
  11. мост — Общеслав. Суф. производное (суф. -t-) от той же основы (с перегласовкой о/е), что и мести, метать. Старое *mottъ > мост в результате диссимиляции взрывных tt в ст (ср. мести) и отпадения конечного слабого редуцированного ъ. Мост буквально — «что-л. перекинутое, переброшенное через что-то». Этимологический словарь Шанского
  12. Мост — Головного мозга (pons; PNA, BNA, JNA; син. варолиев мост) — отдел головного мозга, расположенный между продолговатым мозгом и ножками мозга. Медицинская энциклопедия
  13. МОСТ — • МОСТ, в стоматологии — протез, воспроизводящий часть зубов, который закрепляют при помощи крючков на соседних зубах. В зависимости от обстоятельств мост может быть постоянным или съемным; крепления бывают разной конструкции. Научно-технический словарь
  14. Мост — Сооружение, по которому проложена автомобильная, рельсовая или пешеходная дорога через естественное или искусственное препятствие. Архитектурный словарь
  15. мост — МОСТ -а и -а, предлож. о мосте, на мосту; мн. мосты, -ов; м. 1. Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь и т.п. Железнодорожный м. Понтонный м. Разводить мосты. Идти через м. Стоять на мосту. Перила моста. Построить м. Толковый словарь Кузнецова
  16. мост — МОСТ, моста и моста, о мосте, на мосту, мн. ы, ов, м. 1. Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь, какиен. препятствия. Железнодорожный, автодорожный, пешеходный м. Железобетонный, металлический, каменный, деревянный... Толковый словарь Ожегова
  17. мост — МОСТ, моста (моста ·обл.), о мосте, на мосту, мн. мосты, ·муж. 1. Сооружение, соединяющее два пункта на земной поверхности, разделенные водою, рвом или каким-нибудь ·др. препятствием и дающее возможность сообщаться между ними. Мост через Волгу. Толковый словарь Ушакова
  18. мост — Общеславянское слово, восходящее, видимо, к той же основе, что и глагол метать – "бросать". Буквально – "переброшенное через что-то". Согласно другой этимологической версии, восходит к той же основе, что и англосаксонское mast – "мачта". Этимологический словарь Крылова
  19. Мост — Сооружение для перевода пути через впадину. По назначению своему, определяющему и конструкцию, М. бывают: пешеходные, доступные лишь для прохода людей, городские, шоссейные и обыкновенные проезжие, для движения людей и экипажей, и железнодорожные... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. мост — I I., род. п. мо́ста (позднее: моста́), диал. также "пол", черниг. (РФВ 50, 319), укр. мiст, др.-русск. мостъ "мост, плотина, уличная мостовая, судовая палуба", ст.-слав. мостъ γέφυρα (Супр.), болг. мост (Младенов 305), сербохорв. мо̑ст, род. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. мост — мост I м. 1. Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь и т.п. 2. Помост, настил из досок, бревен и т.п. II м. 1. То, что является связующим звеном между кем-либо или чем-либо. Толковый словарь Ефремовой
  22. мост — 1. МОСТ м. помост, стилка, стлань, накат, всякого рода сплошная настилка из досок, бревен, брусьев, для езды и для ходьбы; сплошная постройка поперек реки, либо оврага, для перехода; такой мост бывает: деревянный, каменный, железный; на сводах, сваях... Толковый словарь Даля