МЕ

(шумер., этимология неясна, значение, возможно, близко глаголу «быть», тогда слово надо переводить как «сущности», «сути»)

в шумерской мифологии могущественные божественные таинственные силы, управляющие миром, всеми божественными и земными институтами. Считалось, что силами М. могли обладать города и храмы, они могли покидать их обладателя, воплощаться в предметном виде, сохраняя при этом свои незримые свойства, что позволило высказать предположение о тотемном генезисе этого понятия (немецкий исследователь К. Оберхубер). Один из главных мифов, дающих ключ к пониманию значения М., — миф о похищении богиней Инанной у бога мудрости Энки божественных сил М., хранившихся в Абзу. Инанна, желая облагодетельствовать свой город Урук, на пиру похищает М. у захмелевшего Энки. В мифе дается перечень М., которые, по этому мифу, представляют своеобразный каталог культуры древней цивилизации, — олицетворяют жреческие и царские функции (одновременно и знаки власти), моральные установления и антиподы их, сексуальные понятия, искусства и. ремесла и т. д.С обретением божественных сил М., вероятно, были связаны какие-то обряды надевания одежд, украшений, явно имевшие магическое значение (в мифе о нисхождении Инанны в преисподнюю она снимает в каждых из семи ворот преисподней свои одежды и украшения, что лишает ее магической силы и делает беспомощной). М. — обязательный атрибут богов, причем каждый бог обладает им в разной мере; например, ан и Энлиль — боги, которые чаще всего наделяли этой силой других богов. Но сохранились косвенные свидетельства об архаичном боге Энмешарре — «господине всех ме», который «передал Ану и Энлилю свое господство». Существовали М. подземного мира — установления, которые нельзя было изменить и которым должны были подчиняться все обитатели подземного мира.С М. в какой-то мере связано (и, возможно, развилось из него) аккадское представление о таблицах судеб. Таблицы судеб определяли движение мира и мировых событий, обладание ими обеспечивало мировое господство или подтверждало его (в аккадской космогонической поэме «Энума элиш» ими первоначально владела Тиамат, затем Кингу и, наконец, Мар-дук). Известен аккадский миф о похищении таблиц судеб у Энлиля птицей Анзу (Анзуд), которые затем отнимает у нее Нинурта (Нингирсу). Но полной идентичности понятий М. и таблицы судеб не было.Лит.: Castellino G., II concetto sumerico di me nella sua accezione concreta, •Studia biblica et orientalia.. 1959, N 3, p. 25- 32; Landsberger В., Die Eigenbegrlfflich-keit der babylonischen Welt, Darmstadt, 1974;Oberhuber K., Der numlnose Begriff ME im Sumerischen, Insbruck, 1963; Flugge G., Der Mythos «Inanna und Enki» unter besonderer Beracksichtigung der Liste der me. Mönch., 1973. В. К. Афанасьева.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ме — ◊ - ни бе ни ме (ни кукареку) Малый академический словарь
  2. ме — орф. ме, межд.; ни бе ни ме Орфографический словарь Лопатина
  3. ме — МЕ m. просторечн. Название буквы "М" , "эм". До 1820-х гг. называлась "Мыслете". Постоянно можно слышать в телепередаче "Поле чудес". Словарь галлицизмов русского языка
  4. ме — МЕ межд. Употр. для обозначения крика козы или овцы. ◊ Ни бе ни ме (ни кукареку) (см. Бе). Толковый словарь Кузнецова
  5. ме — МЕ, в выражении: ни бе ни ме, см. бэ. Толковый словарь Ушакова
  6. ме — ме I нескл. ср. разг. Крик барана или козла (обычно с повторением). II предик. разг. Обозначение крика барана или козла как действия. III межд. разг. Употребляется при обозначении, при передаче крика барана или козла (обычно с повторением). Толковый словарь Ефремовой
  7. МЕ — МЕ — в шумерской мифологии могущественные силы, правящие миром; божественные сущности или судьбы любого явления природы и общества. Большой энциклопедический словарь