ЛЭЙ-ГУН

(«громовник»)

в китайской мифологии бог грома. Согласно «Шань хай цзину» («Книга гор и морей», 3- 2 вв. до н. э.), в болоте грома (Лэй-цзэ) живет дух грома; у него тело дракона, человечья голова, он бьет по своему животу, как по барабану (по-видимому, наиболее архаическое представление о Л.-г.). Философ Ван Чун (1 в. н. э.) писал, что художники изображали гром в виде связки барабанов или силача Л.-г., который левой рукой тянет связку барабанов, а правой ударяет в них билом. На древнем рельефе (предмогильньгй храм У Ляна в провинции Шаньдун, сер. 2 в. н. э.) Л.-г. имеет облик человека, разъезжающего в облаках на колеснице и бьющего молотком по двум барабанам. Впоследствии, по-видимому, под влиянием буддизма, в частности образа птицы Гаруды, Л.-г. стал изображаться с черными крыльями летучей мыши, сптичьими когтями и головой (иногда с тремя глазами), туловищем человека синего цвета; он одет обычно только в штаны, на плечах связка барабанов, в правой руке деревянный молоток, которым бьет по ним. В 7-10 вв. его описывали как свиноподобное крылатое существо черного цвета, с рогами и двумя когтями на передних и задних лапах, с каменным топором в передних лапах, поедающее красную змею («Тайпин гуанцзи», части 393-394). Л.-г. почитался как божество, помогающее людям, поскольку он связан с божествами дождя, от которых зависит урожай. Храмы Л.-г. известны с 7-10 вв., праздник в его честь справлялся в 24-й день 4-й луны. В сказаниях малых народов Юго-Западного Китая Л.-г. выступает персонажем, устроившим великий потоп.Лит.: Юань Кэ, Мифы Древнего Китая, М., 1966. с. 46-50; Maspero H., Mythology of modern China, в сб.: Asiatic mythology, N. Y., [1963], c. 272-384. Б. Л. Рифтин.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЛЭЙ-ГУН — ЛЭЙ-ГУН — в китайской мифологии бог грома. Его представляли в виде человека, несущегося по небу на колеснице и бьющего в барабаны. Большой энциклопедический словарь