ЛЯГУШКА

В различных мифопоэтических системах функции Л., как положительные (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), так и отрицательные (связь с хтоническим миром, мором, болезнью, смертью), определяются прежде всего ее связью с водой, в частности с дождем. В схеме древа мирового или трех космологических зон Л. (вместе с другими хтоническими животными) приурочена соответственно к корням и к нижнему миру, прежде всего к подземным водам. В одних случаях Л., подобно черепахе, рыбе или какому-либо морскому животному, держит на своей спине мир, в других — выступает как открывательница некоторых важных космологических элементов. У алтайцев Л. обнаруживает гору с березой и камнями, из которых добывается первый огонь (ср. солнце в воде, символизируемое образом Л., и т. п.). Иногда с Л. связываются водные элементы хаоса, первоначального ила (или грязи), из которых возник мир.В Древнем Египте с головой Л. изображались боги гермопольской огдоады, Хекет (богиня плодородия, связанная с загробным миром) и даже Амон. В Бирме и Индокитае с образом Л. нередко связывается злой дух, который проглатывает луну (поэтому Л. считается причиной затмения). В Китае, где Л. также связывают с луной, их называют «небесными цыплятами», так как существует поверье, что Л. падают вместе с росой с неба. Мотив небесного происхождения Л. позволяет рассматривать их (и некоторых других хтонических животных) как превращенных детей (или жену) громовержца, изгнанных на землю, в воду, в нижний мир [ср. русскую примету «до (первой) грозы Л. не квакает» и повсеместные представления о кваканье Л. к дождю, об их появлении вместе с дождем и т. п.]. В гимне лягушкам («Ригведа» VII 103) говорится, что Л. появляются в сезон дождей и подают голос, пробужденный к жизни богом грозы Парджаньей; при этом Л. обращаются к своим сородичам, «как сын к отцу» (т. е. к Парджанье). Некоторые исследователи полагают, что гимн Л. представляет собой словесную часть ритуала вызывания дождя с помощью Л., известного и в современной Индии. В этом случае получает объяснение и сравнение Л. с брахманами, участвующими в ритуале, и с коровами как зооморфными образами плодородия и изобилия. Связь Л. с богом неба косвенно засвидетельствована в басне Эзопа о Л., выпрашивающих у громовержца царя для себя. Более непосредственно она проявляется в мифологическом рассказе африканских ашанти, согласно которому бог неба Ньяма посадил Л. сторожем у колодца, где никогда не иссякает вода, и дал ей за это хвост; во время засухи возгордившаяся Л. не пустила к колодцу жаждущих зверей и даже самого Ньяму, за что он лишил ее хвоста и сделал так, что все Л. рождаются с хвостом, но вскоре теряют его. Мотив Л. как превращенных людей, известный также и в австралийской мифологии, не исчерпывается их связью с громовержцем: в филиппинском этиологическом мифе в Л. превращается упавший в воду мужчина, которого жена переносила в корзине через реку; к тому же кругу представлений относится мотив обращения в Л. за обман, образы Царевны-Л. в русских сказках и т. н. лягушачьего принца в германском фольклоре (тип AT 440, из цикла «свадьба животных»). Сама Л. может подвергаться дальнейшим превращениям в другие образы охранителя вод (в частности, подземных). Вместе с тем она может выступать и как источник плодородия и прародительница всего человеческого рода (у мексиканских индейцев); с этим мотивом соотносятся случаи, когда Л. выступает в функции тотема (у манси). Известны и другие варианты отношений человека и Л. (проглоченная Л. как причина беременности, Л. как источник болезни, колдовство, осуществляемое с помощью Л., и т. п.).Иногда Л. выступает как помощница человека: она указывает путь герою, переносит его через реку, дает полезный совет и т. п. В то же время Л. может символизировать ложную мудрость как разрушительница знания и т. п.Образ Л. часто вводится в мифологические и сказочные схемы с участием и других животных. В фольклоре разных народов Л. нередко является объектом насмешки или аллюзии (ср. мотив неартикулированности звуков, издаваемых Л., в русских загадках: «Выпуча глаза сидит, по-французски говорит», «Сидит Матрена на мокрена, не говорит — еще терпима, а как речь начнет, все досада возьмет»). Лит.: В1ооmfeld M., On the «Frog-Hymn»; Rig-Veda VII, 103... «Journal of American Oriental Society», 1896, v. 17, p. 173-79; Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 426-27; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1962, p. 613-14.

Д. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. лягушка — -и, род. мн. -шек, дат. -шкам, ж. Бесхвостое земноводное с длинными задними конечностями, приспособленными для прыганья. Зеленая лягушка. Травяная лягушка. Древесная лягушка. Малый академический словарь
  2. лягушка — Лягу́шк/а. Морфемно-орфографический словарь
  3. лягушка — орф. лягушка, -и, р. мн. -шек Орфографический словарь Лопатина
  4. лягушка — Среднерусский диалект – ляга. Слово «лягушка» появилось в русском языке в XVII в. В словарях встречается с 1731 г. Слово является производным от глагола «лягать». Животное было названо так потому, что передвигается посредством задних конечностей. Этимологический словарь Семёнова
  5. лягушка — Беременная женщина Словарь воровского жаргона
  6. Лягушка — См. Жаба. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. лягушка — Искон. Суф. производное от лягуха «лягушка», суф. образования от ляга — тж. (от лягать, см.). Земноводное получило имя по способу передвижения прыжками. Этимологический словарь Шанского
  8. лягушка — ЛЯГУШКА -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; ж. Бесхвостое земноводное с длинными задними конечностями, приспособленными для прыганья и плавания. Зелёная л. Травяная л. Древесная л. Прыгать, как л. (скачками). Толковый словарь Кузнецова
  9. лягушка — ЛЯГУШКА, и, ж. Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания. Зелёная л. Древесная л. Л.-квакушка (разг.). | прил. лягушачий, ья, ье, лягушечий, ья, ье и лягушиный, ая, ое (разг.). Толковый словарь Ожегова
  10. лягушка — ЛЯГ’УШКА, лягушки, ·жен. Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыганья. Квакнула в болоте лягушка. Зеленая лягушка. Травяная лягушка. Лягушка-древесница. Толковый словарь Ушакова
  11. лягушка — Изначально это слово имело вид лягуха, а образовано оно от существительного ляга – "нога" (см. лягать). Своему названию это хладнокровное животное обязано длинным задним ногам. Этимологический словарь Крылова
  12. Лягушка — См. Бесхвостые земноводные. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. лягушка — лягушка ж. 1. Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания и плавания. 2. Различного рода приспособления, внешним видом напоминающие такое животное. Толковый словарь Ефремовой
  14. лягушка — лягу́шка лягу́ша, лягу́ха. От ля́га I. "ляжка", ляга́ть. Образование, аналогичное скаку́ха, плясу́ха; см. Мi. ЕW 171; Преобр. I, 496. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. лягушка — ЛЯГУШКА и пр. см. ляга. Также см. ляга Толковый словарь Даля