ЛИСА

В мифопоэтических традициях образ Л. выступает как распространенный зооморфный классификатор, нередко функционирующий и в языковой сфере [ср. рус. «лиса» — о хитром человеке; англ. fox — «хитрец» (при основном значении — «лиса») и т. п.]. Символические значения, связываемые с Л. в разных традициях, образуют единый и весьма устойчивый комплекс лишь отчасти мифологизированных значений (хитрость, ловкость, пронырливость, сообразительность, льстивость, вороватость, обман, лицемерие, осторожность, терпеливость, эгоизм, себялюбие, жадность, сладострастие, злонамеренность, злоумышленность, мстительность, одиночество). С образом Л. обычно соотносится представление о чем-то сомнительном, фальшивом;Л. нередко оказывается неудачницей, попадает впросак и т. п. Поэтому Л. не связывается с мифологическими персонажами высших уровней (ср. редкое исключение — Л. как одна из ипостасей Диониса и как вестница японской богини урожая и риса Инари, обладающая колдовскими чарами и способностью воплощаться в человека).Л. может характеризоваться магическими способностями. Так, в китайской сказочной традиции Л. в возрасте 100 лет превращается в колдуна, обладающего магической силой, в возрасте 1000 лет попадает на небо и становится небесной Л.- тремя звездами в созвездии Скорпиона (ср. также созвездие Лисички, лат. Vulpecula, называемое в некоторых традициях «Лиса с гусем»). Широко распространены истории о превращении Л. в человека (особенно при полнолунии). У индейцев Северной Америки, гренландских эскимосов, коряков, народов Сибири, в Китае известен сюжет о бедном человеке, к которому каждое утро в дом приходит Л., сбрасывает свою шкуру и становится женщиной; когда человек это случайно обнаруживает, он прячет шкуру и женщина становится его женой; но жена находит свою шкуру, оборачивается Л. и убегает из дома. В Северо-Восточной Азии при обилии сказок о хитростях и проделках Л. существуют сюжеты, связывающие Л. с вороном, творцом мира, создателем солнца, луны, звезд, земли, культурным героем; в них Л. противостоит ворону как (отчасти) хтоническое животное. Особенно показателен мотив измены ворона Кутха с Л. своей жене в мифах ительменов. Изменение Л. своего облика объясняет ее роль как демона, злого духа, оборотня, колдуна и даже самого дьявола (в христианской символике; в китайской и японской традициях рассказы о Л. обнаруживают совпадения с европейскими средневековыми историями о суккубах, инкубах, роковых невестах и т. п.), с одной стороны, и функцию Л. как трикстера (обманщицы, шутницы и т. п.), соперничающего с другим трикстером (поедание мяса у Койота, обман Ворона у народов Северо-Восточной Азии) или животным, пользующимся особым престижем (медведь) или известностью (волк, заяц, петух и т. п.),- с другой. Именно в этой функции Л. становится одним из персонажей животного эпоса в двух главных его формах — фольклорно-сказочной и литературной (иногда даже поэтической). В русской фольклорной традиции Л. является главным героем животной сказки, позже перешедшим и в лубок. В Западной Европе складывается начиная с 11 в. эпос о Ренаре (Ренар, первоначально мужское собственное имя, стало во французском языке обычным обозначением Л.). Особую роль сыграл старофранцузский «Роман о Лисе» («Roman de Renart»). В конце 12 в. появилась немецкая, а в сер. 13 в. нидерландская переработка этой темы, послужившая источником для нижненемецкого «Рейнеке-Лиса» («Reinecke-Fuchs»), Сходные циклы о Л. известны в Китае («лисий» эпос Ляо Чжая о «лисьих чарах» и вмешательстве Л. в жизнь людей; в китайской мифопоэтической традиции Л. считалась воплощением души мертвеца, и системе оберегов от Л. придавалось особое значение), в Америке (ср. отчасти «Сказки дядюшки Римуса», где наряду с Братцем Кроликом участвует Л.). Специализированный «лисий фольклор», особый словарь охоты на Л. и приемы «лисьей магии» создаются среди охотников (напр., в английских охотничьих клубах). В народной традиции отмечался особый день, связанный с Л. или с началом охоты на нее, напр. день Мартына-лисогона (14 апреля); были популярны многочисленные разработки мотива мести (или награды) охотнику со стороны Л.Лит.: Колмачевский Л., Животный эпос на Западе и у славян, Казань, 1882; П у Сун-лин, Рассказы о людях необычайных, пер. с кит., М., 1954; Gubernatis A. de. Zoological mythology or the legends of animals, v. 1-2, L., 1872; Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 412-15; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, v. 1, N. Y., 1962, p. 606; Вurkhardt V. R., Chinese creeds and customs, v. 1-3, Hong Kong. 1958. В. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. лиса — -ы, мн. лисы, ж. 1. То же, что лисица (в 1 знач.). Встреча с лисой может произойти только при случайной удаче: этот хитрый и осторожный хищник отлично умеет избегать опасности. С. Огнев, Жизнь леса. Малый академический словарь
  2. лиса — Лис/а́. Морфемно-орфографический словарь
  3. лиса — орф. лиса, -ы, мн. лисы, лис (животное) Орфографический словарь Лопатина
  4. лиса — Лисой прикидываться (вертеться и т. п.; простореч.) — ласкаться с лукавой целью, подлизываться, льстить. ► Уж ты при людях-то лисой прикидывайся, а я тебя и без того знаю. А. Островский. Фразеологический словарь Волковой
  5. лиса — 1) складной нож; 2) луна Словарь воровского жаргона
  6. лиса — лиса, лиса патрикеевна см. >> лицемер, хитрец Словарь синонимов Абрамова
  7. лиса — сущ., м., употр. нечасто (нет) кого? лисы, кому? лисе, (вижу) кого? лису, кем? лисой, о ком? о лисе; мн. кто? лисы, (нет) кого? лис, кому? лисам, (вижу) кого? лис, кем? лисами, о ком? о лисах... Толковый словарь Дмитриева
  8. лиса — Общеслав. Форма ж. р. к лисъ (ср. супруг — супруга). Объясняется по-разному; заслуживают внимания толкования 1) как слова того же корня, что диал. Этимологический словарь Шанского
  9. лиса — • Кума-лиса (Крылов). • Хитрая (Северцев-Полилов). Словарь литературных эпитетов
  10. лиса — ЛИСА -ы; лисы; ж. 1. = Лисица (1 зн.). Л. поймала мышь. Охота на лис. ● Традиционный персонаж русского фольклора — обычно хитрый, мстительный обманщик, ловко использующий простодушие и недалёкость других. 2. О хитром, льстивом человеке. Хитрая... Толковый словарь Кузнецова
  11. лиса — ЛИСА, ы, мн. лисы, лис, лисам, ж. 1. То же, что лисица. Серебристо-чёрная л. Хитрый как л. 2. перен. Хитрый, льстивый человек (разг.). Опять эта л. ко мне подъезжает с уговорами. Толковый словарь Ожегова
  12. лиса — ЛИС’А, лисы, мн. лисы, ·муж. и ·жен. 1. ·жен. То же, что лисица (·книж., ·нар.-поэт. ). 2. ·муж. и ·жен., перен. Льстец, хитрый обманщик. 3. только мн. Воротник или верхняя одежда из лисьего меха (·разг. ). Купчиха в чернобурых лисах. Толковый словарь Ушакова
  13. лиса — лиса I ж. 1. Хищное млекопитающее семейства псовых с пышным мехом и длинным пушистым хвостом; лисица. || Самка такого животного. 2. Мех такого животного. 3. разг. Изделия из такого меха. II м. и ж. 1. простореч. Хитрый, лукавый, льстивый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. Толковый словарь Ефремовой
  14. лиса — ЛИСА, лисица ж. лис м. лиска, лисичка, лисочка, лисанька, хвостуха; норный зверь песьего рода, Canis vulpes. Лис, и южн. лисовин, самец, лисий кобель. || Лиса, лукавый, хитрый человек, пролаз, проныра; корыстный льстец. Толковый словарь Даля