ЛАЗАРЬ

I (греч. Λ’αζαρος, от еврейск. 'е1 'âzâr, «бог помог»)

Четверодневный, в христианских преданиях человек, воскрешенный Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Л. приводится только в Евангелии от Иоанна, 11), Л.- житель Вифании, селения близ Иерусалима, брат Марии и Марфы, оказывавших Христу гостеприимство. Весть о болезни Л., особенно любимого Христом, и пророческое знание о его смерти заставляют Христа, несмотря на прямую опасность, направиться в Иудею. Марфа выходит к нему навстречу и, не смея прямо попросить о чуде воскрешения, говорит: «знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог» (Ио. 11, 22). Христос требует от нее исповедания веры в то, что он есть «воскресение и жизнь», и получает его (11, 25-27). В ответ на приказ Христа отвалить камень от пещеры-склепа Марфа напоминает, что тело уже разлагается и смердит. Но Христос вызывает мертвеца словами: «Лазарь! Иди вон» (11, 43). Л. выходит, обвитый по рукам и ногам пеленами, с лицом, закрытым погребальным платом, и Христос велит развязать его. За трапезой в Вифании, на которой Мария помазала ноги Христа благовонным миром, Л. упомянут в числе «возлежавших» (12, 2). Воскрешение Иисусом Христом Л. — не единственное: воскрешены дочь Иаира (Матф. 9, 18-26, Мк. 5, 22-43, Лук. 8, 41-56) и сын вдовы из Наина (Лук. 7, 11-17), но оно имело особенно ярко выраженный характер публичного, торжественно данного мессианского «знамения». Это вызвало ожесточенную реакцию антагонистов Христа и приблизило расправу над ним: воскрешение Л. многозначительно предваряется «страсти Христовы».Согласно средневековому преданию, Л. прожил после воскрешения 30 лет в строгом воздержании и был поставлен первым епископом города Китиона на острове Кипр. с. с. Аверинцев.

II

Убогий, персонаж евангельской притчи и фольклорных текстов, образ бедности, получающей от бога награду в загробной жизни. Случай, когда действующее лицо притчиимеет имя собственное, необычен и, по-видимому, обусловлен семантикой имени, обозначающего «бог помог», см. ЛАЗАРЬ Четверодневный. Притча повествует, что Л. был нищим, который валялся в струпьях у ворот некоего богача, ведшего роскошную жизнь, «и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» (Лук. 16, 21). После смерти Л. отнесен ангелами на лоно Авраамово, а богач мучится в адском пламени и умоляет Авраама послать Л., чтобы тот омочил палец в воде и коснулся языка богача, облегчая его муку. Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое;ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (16, 25). Тогда богач просит отправить Л. как свидетеля загробного воздаяния к братьям богача, чтобы те успели покаяться. Авраам возражает: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (16, 31).Фигура Л. как воплощение надежды угнетенных на потустороннее восстановление попранной правды пользовалась большой популярностью в народе, а нищие певцы видели в нем как бы утверждение престижа своей профессии. В России он был настолько частой темой т. н. духовных стихов, что выражение «петь Лазаря» стало синонимом заунывного причитания нищих. Русский фольклор делает Л. родным братом жестокого богача, отрекающегося от родства. Л. молит бога о смерти и в смерти получает радость, которой не имел в жизни: «Сослал ему господь тихих ангелов, тихих и милостивых;вынули душеньку и хвально, и честно, в сахарные уста». Богач, напротив, молится о долгой жизни, но к нему посланы «грозные ангелы», вынимающие его душу сквозь ребра железными крючьями. В некоторых вариантах Л. сам изрекает приговор богачу: «Что на вольном свете себе вготовал, за то господь бог тебе заплатив». В некоторых славянских песнях Л. смешивается с Лазарем Четверодневным (так что о его «серой свитке» поется в канун лазаревой субботы, представляющей культовое воспоминание о воскрешении последнего) или вообще утрачивает всякую связь с евангельской топикой (вполне языческие по духу «лазарские» песни южных славян, например сербская: «Лази, лази, Лазаре, долази до мене»,- основанная на созвучии имени «Л.» со словом «лазить» и связанная с хороводными играми). С. С. Аверинцев.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. лазарь — -я, м. ◊ @ лазаря петь прикидываясь несчастным, жаловаться на свою участь, судьбу. — Нечего лазаря-то петь!.. — перебила его Фленушка. — --- Нет, друг любезный, меня не разжалобишь! Мельников-Печерский, В лесах. @ [По имени действующего лица евангельской притчи] Малый академический словарь
  2. ЛАЗАРЬ — Лазар Хребелянович (ок. 1329 — 15.VI.1389) — один из серб. князей (1371-89) периода феод. раздробленности. В нач. 70-х гг. владения Л. простирались от г. Ново-Брдо на Ю. и до Белграда вкл. Советская историческая энциклопедия
  3. Лазарь — Лазар Хребелянович (Лазар Хребелзановић) (около 1329—15.6.1389), сербский князь в 1371—89. В начале 70-х гг. владения Л. простирались от г. Ново-Брдо на Ю. до Белграда... Большая советская энциклопедия
  4. Лазарь — Лазарь (греч. ф-ма от евр. Элеазар, «Бог помог»): 1) нищий из притчи, рассказанной Иисусом (Лк 16:19-31). Больной, покрытый язвами Л. лежал перед воротами дома, в к-ром жил богач, и хотел только одного — утолить голод объедками с его стола. Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. Лазарь — По-евр Елиезар (Божья помощь) — имя двух лиц, упоминаемых в Евангелии: Лк 16:19-31 — имя нищего, названного так Господом в Его высоко назидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. Лазарь — Л’азарь (·евр. Елиезар — Божья помощь) — а) (Лук.16:20 ,23-25) — нищий, лежавший до самой своей смерти у дверей богача, который не обращал на него внимания, и о котором поведал в Своей притче Христос. Библейский словарь Вихлянцева
  7. Лазарь — орф. Лазарь, муж. имя (Лазаревич, Лазаревна) Орфографический словарь Лопатина
  8. Лазарь — Я, муж. Отч.: Лазаревич, Лазаревна; разг. Лазарич. Производные: Лазарька (Лазарка); Лазуря; Зуря; Лазута; Заря. Происхождение: (Др.-евр. имя ’El‘azar — бог помог.) Именины: 8 марта, 21 марта, шестая суббота Великого поста, 10 апр. Словарь личных имен
  9. лазарь — ЛАЗАРЬ -я; м. [от др.-евр. elazar — бог помог] [с прописной буквы] Каноническое мужское имя. ◊ Беден как Лазарь. Очень беден. Воскрешение Лазаря. Шутл. и ирон. О выздоровлении кого-л. Толковый словарь Кузнецова
  10. лазарь — См. лазарет Толковый словарь Даля
  11. ЛАЗАРЬ — ЛАЗАРЬ — согласно Евангелию от Иоанна, брат Марфы и Марии из Вифании, один из любимых учеников Иисуса Христа, воскрешенный им через четыре дня после погребения. Память 17 октября. ЛАЗАРЬ (Лазар Хребелянович) (ок. 1329-89) — сербский князь с 1371. В кон. Большой энциклопедический словарь
  12. Лазарь — (греч. , от евр. 'el'azar, «Бог помог») Четверодневный, человек, воскрешенный Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Л. приводится только в Евангелии от Иоанна, 11)... Словарь по культурологии
  13. Лазарь — Лазарь расколоучитель, лишенный сана священник, сожжен 1 апр. 1681 в Пустозерске. {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия
  14. лазарь — ла́зарь прозвище нищих, а также слепых, добывающих себе пропитание пением, ла́зарить "побираться", петь ла́заря – то же. От собств. Ла́зарь, др.-русск., ст.-слав. Лазарь (Зогр., Мар.). Из греч. Λάζαρος, сближенного с образованиями с суф. -арь; см. Мейе, МSL 11, 182; Бернекер, 1, 696. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. лазарь — ЛАЗАРЬ, я, м.: 1) наобум лазаря (прост. неодобр.) то же, что наобум. Наобум лазаря поступать; 2) лазаря петь (прост. неодобр.) плакаться, жаловаться, стараясь разжалобить кого-н. Хватит лазаря петь. Толковый словарь Ожегова