ЛАРЫ

(Lares)

в римской мифологии божества — покровители коллективов и их земель. Чаще почитались как недифференцированное целое отдельными фамилиями, соседскими общинами, гражданской общиной. Римляне выводили культ Л. из культа мертвых (Serv. Verg. Aen. V 64; VI 152). Фамильные Л. были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к рабам. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря Л. и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслуживавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа Л.Как покровителей соседской общины и добрососедских отношений Л. почитали на перекрестках (compita, компи-тальные Л.), где сооружались святилища с числом отверстий, равным числу примыкавших к перекрестку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображавшие соответственно свободных членов семьи и рабов. Возможно, этот ритуал восходит к практике человеческих жертвоприношений Л. как хтоническим божествам, отсюда их неясная связь с хтонической Ларентой-Ларундой. Манией (см. МАНЫ) и иногда отождествлявшейся с ней матерью Л., получавшей в виде жертвы бобовую кашу. Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, песнями, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним Л. и компитальным Л. Компиталий, в которых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демократичным римским праздником, связывавшимся с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара — Сервием Туллием. Обслуживали культ компитальных Л. коллегии плебеев и рабов. Август в 12 до н. э. реформировал культ Л., образовав его коллегии из рабов, отпущенников и плебеев в каждом квартале Рима и других городов, и соединил с культом своего гения. Однако в домах и имениях Л. продолжали почитаться коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества. Изображались фамильные и соседские Л. в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой (как бдительные хранители).Своих Л. имела и римская гражданская община в целом. К ним как хранителям и защитникам наряду с Марсом обращалась коллегия жрецов — арвальских братьев, при ритуальном очистительном обходе территории города. Греки отождествляли Л. с героями, культ которых, возможно, ранее существовал в Риме. В пользу такого предположения говорят: надпись 4 в. до н. э„ посвященная «лару Энею» (т. е. герою Энею); толкование Л. как индигетов, как живущих в рощах душ предков, добродетельных, могучих мужей, ставших богами (Serv. Verg. Aen. I 441; III 169; III 302; VI 378). В провинциях Л. отождествлялись с божествами родоплеменных и сельских общин. Некоторые современные исследователи связывают Л. с предками, другие считают их духами растительности и земельных участков.Лит.; Lattе К., Römische Rellgionsgeechichte. Munch., I960, S. 92-100; Domizil G., La religion romaine archaïque. P., 1966, p. 335. Е. M. Штаерман.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. лары — -ов и лар, мн. (ед. лар, -а, м.). По верованиям древних римлян: души предков, покровители домашнего очага, духи-покровители родины. О вы, отеческие лары, Спасите юношу в боях! Пушкин, Послание к Юдину. Малый академический словарь
  2. лары — Ла́р/ы, ед. лар/. Морфемно-орфографический словарь
  3. Лары — В древне-римской религии божества-покровители, почитавшиеся в каждом частном доме. Их изображения находились обычно в шкафчике, помещавшемся у очага или в специальной небольшой комнате; считалось, что... Большая советская энциклопедия
  4. лары — орф. лары, -ов и лар, ед. лар, -а (мифол.) Орфографический словарь Лопатина
  5. лары — ЛАРЫ les lares См. Lares. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Лары — • Lares у римлян души хороших и заслуженных помощников, которых обоготворяли, или вообще добрые духи, благотворно действующие на земле и пекущиеся об оставшихся в живых и их семействах. Эти домашние... Словарь классических древностей
  7. ЛАРЫ — (лат. lares) — семейные культы (гении) в Др. Риме. См. в ст. Древнеримская мифология и религия. Советская историческая энциклопедия
  8. лары — Ларов, ед. лар, лара, м. [латин. lares] (поэт. устар.). В древнеримской мифологии – покровители родины и домашнего очага; употр. чаще в сочетании: лары и пенаты. О вы, отеческие лары, спасите юношу в боях! Пушкин. Большой словарь иностранных слов
  9. лары — Л’АРЫ, ларов, ед. лар, лара, ·муж. (·лат. lares) (·поэт. ·устар. ). В древнеримской мифологии — покровители родины и домашнего очага; употр. ·чаще в сочетании: лары и пенаты. «О вы, отеческие лары, спасите юношу в боях!» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  10. Лары — (греч. ήρωες). — Первоначально под этим именем были известны добрые духи земли, позднее — души предков и духи-покровители обитаемых людьми мест. Первоначальный культ Л. видел в них покровителей лугов, виноградников, дорог и всякой сельской деятельности. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. лары — (Лат.) Их было три вида: Lares familiares, стражи и невидимые главы семейного круга; Lares parvi, небольшие идолы, употреблявшиеся для гадания и предсказывания; и Lares praestites, которые должны были сохранять порядок среди других. Теософский словарь
  12. ЛАРЫ — ЛАРЫ — в римской религии божества — покровители семьи и дома. Их изображения находились у очага или в специальной небольшой комнате. Почитались также лары — покровители дорог, их изображения ставились на перекрестках. В переносном смысле — синоним дома, домашнего очага. Большой энциклопедический словарь
  13. лары — лары I мн. Души добрах умерших предков; добрые духи, покровительствующие семье и домашнему очагу (в древнеримской мифологии). || противоп. ларвы II мн. устар. Родные места, родной дом, домашний очаг. Толковый словарь Ефремовой