КУПАЛА

В восточнославянской мифологии главный персонаж праздника летнего солнцестояния (в ночь на Ивана Купалу — народное прозвище Иоанна Крестителя — с 23 на 24 июня по старому стилю). К. называли куклу или чучело (женщины или мужчины — ср. такую же куклу Костромы), которое в белорусских ритуалах называли также Марой (воплощение смерти). Во время праздника К. топят в воде; разжигаются священные костры, через которые прыгают участники обряда: ритуал призван обеспечить плодородие (от высоты прыжка зависит высота хлебов и т. п.). Как сами обряды, так и название Купала (от глагола купать, кипеть, родственно лат. cupido, Купидон, «стремление»: ср. индоевроп. корень kŭp- со значением «кипеть, вскипать, страстно желать») указывает на соотнесение купальских ритуалов с огнем (земным и небесным — солнцем, в купальских ритуалах представленным колесом) и водой, которые выступают в купальских мифах как брат и сестра. В основе мифа, реконструируемого по многочисленным купальским песням и другим фольклорным текстам, лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемых двуцветным цветком иван-да-марья — важнейшим символом купальских обрядов; желтый цвет воплощает одного из них, синий — Другого. В одном из вариантов мифа брат собирается убить сестру-соблазнительницу, а она просит посадить цветы на ее могиле. Три вида волшебных трав и цветов в купальских песнях (по поверьям, целебная сила трав была наибольшей в ночь на К.) соотносятся с мотивами трех змей и трех дочерей К. Сходные обряды и поверья связываются с Ивановым днем во всех славянских традициях. Широко распространено предание о цветке, который раскрывается накануне этого дня (напр., папоротник) и огненным цветом указывает на клад и т. п. В Болгарии и белорусском Полесье совпадают обычаи добывания купальского огня трением двух кусков дерева. Сюжет кровосмесительного брака брата и сестры (первоначально близнецов в близнечном мифе), отдельные мотивы и имена персонажей (напр., Мара, позднее переосмысленное как Марья) могут относиться ко времени, предшествующему праславянскому (см. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ), что видно из совпадений с балтийской мифологией и обрядами Иванова дня (Лиго). Сам сюжет об инцесте в своей древнейшей форме истолковывается как воплощение в мифе взаимосвязей основных полярных противоположностей — огонь/ вода и т. п. Такие характерные для славянских обрядов и песен мотивы, как купальские змеи, скот, клад и др., позволяют связать купальский цикл мифов с основным мифом славянской мифологии. Символы купальских обрядов и мифов неоднократно использовались в славянских литературах нового времени (Н. В. Гоголь, Юлиан Тувим и др.).Лит.; Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей М„ 1974, с. 217-42; Потебня А. А., О некоторых символах в славянской народной поэзии — ... — О купальских огнях ..., Харьков, 1914 Соболевский А. И., Из области верований и образов, [т.] 1 — Купало, в кн.: Сборник отделения русского языка и словесности, 1910, в. 88, № 3, с. 268-66. В. В. Иванов, В. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Купала — КУПАЛА Янка (1882—) — псевдоним выдающегося белорусского поэта Ивана Доминиковича Луцевича. Р. в семье мелкого шляхтича; отец К. занимался земледелием на арендованной у помещика земле. Учиться К. начал на польском яз., русскому яз. научился у своей няни. Литературная энциклопедия
  2. Купала — Янка (псевдоним; настоящее имя и фамилия Иван Доминикович Луцевич) [25.6(7.7).1882, Вязынка, ныне Молодечненского района Минской области, — 28.6.1942, Москва], белорусский советский поэт, народный поэт БССР (1925), академик АН БССР (1928) и УССР (1929). Большая советская энциклопедия
  3. Купала — орф. Купала, -ы, м.: Иван Купала Орфографический словарь Лопатина
  4. купала — Иван Купала, Иванов день у восточных славян. Этнографический словарь
  5. купала — В имени Ивана Купала, или Иоанна Крестителя. Имя связано с глаголом купать. С этого дня разрешалась купаться, так как, по поверью, Иоанн Креститель прогонял в этот день злых духов из воды. Этимологический словарь Крылова
  6. Купала — Купа́ла день Ива́на Купа́ла, укр. купа́ло, купа́йло, блр. купа́ла. От Ива́н Купа́ла, собственно "Иоанн Креститель"; к купа́ть; см. Бернекер 1, 600; Соболевский, РФВ 22, 184 и сл. Начиная с этого дня разрешалось купаться, так как, согласно народн. Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. КУПАЛА — КУПАЛА ,1) славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы. 2) Народный праздник летнего солнцестояния — Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. ст., когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя). Большой энциклопедический словарь
  8. Купала — КУП’АЛА (К прописное), Купалы, и Купало, Купала, ·муж. (этногр.). То же, что Иван-Купала. Толковый словарь Ушакова
  9. купала — Купала I м. см. купало Бог лета, полевых плодов и летних цветов, которому в ночь с 6 на 7 июля по новому стилю (или с 24 на 25 июня — по старому), когда православные христиане празднуют Рождество Иоанна Крестителя, приносят жертвы, зажигая костры... Толковый словарь Ефремовой
  10. купала — См.: 1. купава 2. купать Толковый словарь Даля