КРИШНА

(др.-инд. krsna, букв. «чёрный», «тёмный», «тёмно-синий»)

в индийской мифологии сын Васудевы и Деваки, аватара Вишну. Образ К. многозначен; по-видимому, в нем слились различные мифологические и, может быть, даже исторические прототипы.Предполагают, что «чернота» К. — свидетельство южноиндийского, дравидского происхождения его образа. Цвет тела К. — темно-синий или темно-лиловый (реже он изображается совсем черным, темно-зеленым или темно-коричневым) и сравнивается с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары. К. по природе своей — прежде всего защитник, избавитель. Но для индийца в слове «Кришна», «Черный», есть также что-то недоброе, зловещее;это же имя носят (в ведах и позже) различные демоны-асуры. В мифологии джайнов и буддистов К. — фигура отрицательная (у буддистов — глава черных демонов, врагов Будды). В индуистской мифологии недобрые свойства К. объясняются ссылками на непостижимость природы бога, его неподвластность человеческим нормам и, как правило, оттеснены на второй план или переосмыслены.Самое раннее упоминание о К., сыне Деваки, — в «Чхандогья-упанишаде» (III 17, 6), где он — ученик наставника Гхоры Ангирасы. Однако неясно, тот ли это К., деяния которого описаны в «Махабхарате», «Хариванше» и пуранах. В «Махабхарате» К. действует преимущественно как воитель и политик, союзник пандам», мудрый, мужественный, но порой вероломный в отношениях с врагами. В «Бхагавад-гите», включенной в «Махабхарату» вставной поэме, К. — колесничий Арджуны — перед битвой на Курукшетре являет себя как высшее божество (Вишну) и излагает религиозно-философскую доктрину, получившую (в различных толкованиях) большую популярность в Индии, а позже и за ее пределами. В традиционном списке десяти аватар Вишну К. занимает восьмое место. Но иногда (напр., в «Гита-говинде» Джаядевы) К. считается более чем аватарой — полным проявлением Вишну, а его место в десятке аватар занимает Баларама. «Вхагавата-пурана» называет двадцать две аватары Вишну, в числе которых и К. (двадцатый) , и Баларама (девятнадцатый). В «Бхагавата-пуране» (а также в «Вишну-пуране», в более поздней «Брахмавайварта-пуране» и в других пуранах) содержится изложение «биографии» К. с теологическими разъяснениями. В городе Матхура правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него землю, Вишну решает родиться в человеческом облике. Канса слышит предсказание, что он умрет от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, и убивает всех рождающихся у нее от Васудевы сыновей. Спасается лишь седьмой сын Баларама, а восьмого сына, К., едва тот родился, Васудеве чудесным образом удается переправить на другой берег Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха Нанды и его жены Яшоды. Канса, узнав об исчезновении новорожденного, приказывает убить всех младенцев в Матхуре. Детство К., его шалости (похищение масла у Яшоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него коров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардхана, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) — излюбленные темы индийской поэзии. Еще более популярная тема — любовь пастушек к отроку К. Заслышав свирель пастуха К„ пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение к К. трактуются индусами как символ человеческих душ, устремленных к слиянию с богом. Но бог неуловим и недостижим: в конце концов, К. покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг — убить Кансу. Убийством тирана завершается юность К. Из пастуха он превращается в воина и политика : восстанавливает справедливую власть в Матхуре и защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом К. переводит всех жителей Матхуры — ядавов в Двараку. новый город, который по его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, К. обретает сначала восьмерых жен (первая из них Рукмини), а затем еще 16 100 жен. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми женами, К. производит многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел К.Вишну, К., решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.В средневековой индийской культуре наибольшую популярность приобрел образ К.-любовника (при этом на первый план выдвинулась одна из пастушек — Радха, хотя в некоторых сектах и областях Индии преобладает культ Рукмини). В поэзии и живописи этот образ получал различные трактовки: и религиозно-аллегорические, и вполне мирские, — грани между которыми установить подчас весьма трудно. В 19-20 вв. некоторые индийские авторы, испытавшие влияние европейской культуры, пытались «очистить» образ К. от эротики и представить К. образцом политического, государственного деятеля (Бонкимчондро Чоттопаддхай в трактате «Жизнь Кришны»; Айодхъясинх Упадхьяй Хариаудх в поэме «Любимый на чужбине»). Сходство некоторых моментов в мифе о К. и в преданиях о жизни Иисуса Христа, а также фонетическая близость имен («Кришна», в другом произношении «Кристна», «Христос») давали основания некоторым исследователям видеть в К. видоизмененный образ Христа, некогда занесенный в Индию кочевыми племенами. Однако эта гипотеза не подтверждена сколько-нибудь убедительно.Лит.: Лаллу Джи Лал, Прем Сагар, пер. с хинди, вступит, статья и примечания А. П. Баранникова. М.-Л„ 1937 (Легенды о Кришне, 1); Три великих сказания древней Индии, М., 1978; Archer W. G., The loves of Krishna in Indian painting and poetry, L., 1957; Krishna: myths, rites and attitudes, ed. by М. Singer, Honolulu, 1966; Ruben W., Krishna. Konkordanz und Kommentar der Motive seines Heldenlebens, Istanbul, 1944. С. Д. Серебряный.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Кришна — Река, впадает в Бенгальский залив Индийского океана; Индия. Название по имени одного из почитаемых богов индуизма Кришна. Топонимический словарь
  2. КРИШНА — 1. (санскр., букв.: темный, черный) — божество в индуизме. Почитается как одно из воплощений (аватар) бога Вишну; осн. его функции в эпич. легендах — мудрый наставник; отважный воин, сразивший множество демонов-полубогов. Советская историческая энциклопедия
  3. Кришна — I Кри́шна (санскр., буквально — тёмный, чёрный) божество в индуизме. Почитается как воплощение бога Вишну, в эпических легендах — мудрый наставник, воин, поражающий демонов, позже, в средние века, — божественный пастух (воплощение сил природы, любви). Большая советская энциклопедия
  4. КРИШНА — (Черный) — одно из наиб, популярных божеств индуизма, почитаемое в разл. ипостасях: 1) как племенной герой, сын царя вришниев Васудэвы от Дэваки, предводитель союза пастушеских племен (ядавов, абхиров и др. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  5. Кришна — орф. Кришна, -ы, м. Орфографический словарь Лопатина
  6. Кришна — (Krishna), Кристна, река в Индии, вторая по величине в юж. ч. п-ова Индостан. Начинается в Зап. Гатах на высоте 1337 м, в 64 км от побережья Аравийского моря, пересекает плоскогорье Декан и впадает в Бенгальский зал. Словарь географических названий
  7. Кришна — Точнее Кршна — божество древней индийской религии, 8-е воплощение бога Вишну (см.). К. неизвестен в ведийском периоде и получает значение лишь позднее, когда культ Вишну достигает наивысшего развития. Есть основание думать, что... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. кришна — (Санскр.) Самый прославленный аватар Вишну, "Спаситель" индусов и их самый популярный бог. Он — восьмой Аватар, сын Дэваки и племянник Кансы, индийского Царя Ирода, который, ища его среди пастухов овец и коров, укрывших его... Теософский словарь
  9. КРИШНА — КРИШНА — бог в индуизме, считается воплощением (аватарой) Вишну. В индуистской мифологии представлен в 2 образах — мудрого царя-воина и божественного пастуха. КРИШНА (Кистна) — река на юге Индии. 1280 км, площадь бассейна 330 тыс. км2. Истоки в Зап. Большой энциклопедический словарь
  10. КРИШНА — КРИШНА (древнеинд. Krsna, Krshna, букв, «черный», «темный», «темно-синий») — в индийской мифологии и религии сын Васудевы и Деваки, восьмой Аватар (воплощение) Вишну, мыслимый как Спаситель индусов. Новейший философский словарь