ИМИР

(др.-исл. Ymir)

в скандинавской мифологии первый великан и вообще первое антропоморфное существо, из тела которого создан мир. Аургельмир, Бримир, Блаин — видимо, его другие имена. Слово Ymir этимологически означает двойное (т. е. двуполое) существо или близнецов. Такое же значение имеет и имя западногерманского земнородного бога Туисто, с которым И., вероятно, совпадает и генетически (ср. также индийского бога Яму; ср. такие слова в индоевропейских языках, как ирл. emnin, «близнец», и латыш. jumis, «двойной плод»). Миф об И. (упоминаемый в «Старшей Эдде» — в песнях «Прорицание вельвы», «Речи Вафтруднира», «Речи Гримнира», а также в «Младшей Эдде») — основной космогонический миф скандинавской мифологии. В Нифльхейме («темный мир»), на севере, из потока Хвергельмир («кипящий котел») вытекали многочисленные ручьи, а из Муспелльсхейма («огненный мир»), на юге, шел жар и огненные искры. Когда реки, называемые Эливагар («бурные волны»), застыли льдом, из них выделился ядовитый иней, заполнивший мировую бездну (Гинунгагап). Под влиянием тепла из Муспелльсхейма иней стал таять и превратился в великана (етуна) И. Возникшая из растаявшего инея корова Аудумла выкормила И. своим молоком; из соленых камней, которые она лизала, возник Бури, предок богов (отец Бора). Оба источника сообщают, что под мышками у И. родились мальчик и девочка, а его ноги породили сына. Этот мотив соответствует представлению об И. как гермафродите (первопредки описываются как гермафродиты во многих мифологических системах, например в африканской мифологии; поразительно сходный со скандинавским мотив рождения из-под мышек мифологического первопредка зафиксирован в мифологии австралийцев аранда). Сын И. — Трудгельмир, внук — Бергельмир; это т. н. «инеистые великаны» (хримтурсы). Сыны Бора — Один и его братья впоследствии убили И. и из его тела создали мир, как об этом говорится в «Речах Гримнира»: плоть И. стала землей, кровь — морем, кости — горами, череп — небом, а волосы — лесом; из ресниц И. построены стены Мидгарда. Сходные мотивы создания мира из принесенного в жертву тела мифического существа имеются в индийской мифологии (Пуруша), китайской (Пань-гу), вавилонской (Тиамат), ацтекской (богиня земли) и др.Лит.: Schröder F. R., Germanische Schöpfungsmythen, 1, «Germanisch-Romanische Monatsschrift». 1931, Jg. 19; Börtzler F., Ymir, «Archiv für Religionewissenschaft». 1936, Bd 33.

Е. М. Мелетинский.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. имир — (Сканд.) Персонифицированная материя нашего глобуса в кипящем состоянии. Космическое чудовище в форме великана, которого в космогонических аллегориях "Эдд" убивают три творца, сыновья Бера, Один, Вили и Ве, которые, по преданию... Теософский словарь
  2. ИМИР — ИМИР — в скандинавской мифологии великан, олицетворение первозданной материи. Имир возник из хаоса мировой бездны благодаря смешению жара и холода, из его тела создан весь мир. Миф об Имире излагается в эддической поэзии, а также в "Младшей Эдде". Большой энциклопедический словарь
  3. Имир — (Ymer, Ymir), в скандинавской мифологии — предвечный исполин, из которого создан был мир; он произошел из льда Эливагара, в котором теплота зародила жизнь. Под левой рукой его выросли мужчина и женщина, одна нога родила другой детей, племя исполинов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона