ГОГ И МАГОГ

(еврейск. gog w`SUP`e[[/SUP]] ma-gôg)

в эсхатологических мифах иудаизма и христианства, а также ислама (см. ЙАДЖУДЖ И МАДЖУДЖ), воинственные антагонисты «народа божьего», которые придут «в последние времена» с севера или с других окраин населенного мира. Имена «Гог» и «Магог» (обычно «Гог» — имя предводителя и народа, «Магог» — имя страны и народа) не сразу появляются в своем привычном соединении. Магог упомянут в Библии как сын Иафета (Быт. 10,2; 1 Парал. 1, 5), родоначальник-эпоним какого-то северного по отношению к Палестине народа, поставленного в связь с мидянами и киммерийцами. В «Книге Иезекииля» Гог -князь Роша, Мешеха и Фувала (канонический текст Библии добавляет «в земле Магог», в чем современная текстология склонна видеть интерпретирующую интерполяцию, впрочем, верную по смыслу, ибо она дает тот же образ враждебного кочевого севера, что «Рош, Мешех и Фувал»); Гог поведет рать конников «от пределов севера» в союзе с другими народами, и произойдет это «в последние дни», когда Израиль вернется из пленения и будет жить «безопасно»; сам Яхве выступит против Гога, произведет страшное землетрясение, поразит «на горах израилевых» войска Гога и пошлет огонь на землю Магог (Иезек. 38-39). Позднеиудейская традиция прямо связывает нашествие Г. и М. с пришествием мессии и страшным судом, объединяя эсхатологические катастрофы в понятии «родовых мук» мессианского времени (раввинистические авторитеты спорили, займет ли совокупность этих событий 7 лет, 12 месяцев или другой срок). В новозаветном пророчестве имя «Гог» понято как обозначение народа, что не противоречит первоначальному смыслу (перенос этнонимических обозначений на царя и обратно — норма архаической семантики), а нашествие Г. и М. приурочено к истечению сроков тысячелетнего царства, когда сатана выйдет из заточения (характерен мотив прорыва запертых до времени сил зла, присутствующий и в мусульманской версии); придя с «четырех углов земли», Г. и М. в неисчислимом множестве окружат «стан святых и город возлюбленный», но будут пожраны огнем с небес (Апок. 20, 7-9).Среди множества предположений относительно этимологии Г. и М.: название страны Магог возникло из аккад. названия «страны Гугу» — mâtGûgu; Гог у Иезекииля ассоциируется с царем Лидии Γυγης (Herodot. I 8, 14). Иудейская ученость эпохи эллинизма и Римской империи отождествляла Магога (соответственно Г. и М.) со скифами (напр., у Иосифа Флавия), иногда с мидянами и парфянами; византийцы сопоставляли Г., «князя Роща», с русскими («Рош» транскрибируется по-гречески как Ros); с 13 в. Г. и М. ассоциировались с татаро-монголами.Лит.: Aalders J. G., Gog en Magog in Ezechiel, [Amst.], 1951; Gerleman G., Hesekielsbokens Gog, «Svensk exegetisk Årsbok», 1947, t. 12; Myres J. L., "Gog" and the danger from the North in Ezekiel, «Palestine Exploration Fund Quarterly Statement», 1932, t. 64; Fohrer G., Die Propheten des Alten Testaments, Bd 3, Gütersloh, 1975. С. С. Аверинцгв.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. гог и Магог — (иноск.) — влиятельный, сильный, воротила Ср. В Одессе и Крыму (граф Воронцов)... состоял на положении какого-то божества... le comte был "Гог и Магог", альфа и омега... Маркевич. Из прожитых дней. 3. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  2. Гог и Магог — В иудейской, христианской и мусульманской мифологиях два диких народа, нашествие которых должно было предшествовать «страшному суду» (См. Страшный суд). Большая советская энциклопедия
  3. Гог и Магог — Пророк Иехезкель описывает в видении конца дней войну Господа с Гогом из страны Магог (Hex. XXXVIII-XXXIX). Когда вернется Израиль из рассеяния в свою землю, восстанет на него Гог с севера, с целью разграбить и разорить его. Энциклопедия иудаизма
  4. гог и магог — ГОГ И МАГОГ (гог-магог), гога и магога (гога-магога); м. только ед. 1. О ком-л. внушающем ужас своей свирепостью. -2. О ком-л. влиятельном, всемогущем. Толковый словарь Кузнецова
  5. гог и магог — 1. гог и магог м. см. гог-магог 2. Гог и Магог мн. Два диких народа, нашествие которых должно предшествовать Страшному суду (в иудейской, христианской и мусульманской мифологиях). Толковый словарь Ефремовой
  6. Гог и Магог — (евр. gog wemagog), в эсхатологических представлениях иудаизма и христианства, а также ислама («Йаджудж и Ма-джудж»), воинственные антагонисты «народа Божьего», которые придут «в последние времена» с севера или с других окраин населенного мира. Словарь по культурологии
  7. ГОГ И МАГОГ — ГОГ И МАГОГ — в иудаизме, христианстве, исламе (Йаджудж и Маджудж) два диких народа, нашествие которых должно предшествовать "страшному суду". Большой энциклопедический словарь
  8. Гог и Магог — 1) В Ветхом Завете имена князя и народа, которые, по пророчеству Иезекииля, в отдаленном будущем придут с севера в Святую землю для истребления Израиля, но погибнут на горах израилевых от Господа. В Апокалипсисе... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона