ДИТЯ

Ребенок, младенец. В архаических мифологических системах мотив Д. связан с «начальными» временами (см. ВРЕМЯ МИФИЧЕСКОЕ) и рождением богов и людей от пары первосуществ. Одним из главных космогонических деяний Д. является разделение неба и земли, осмысляемых обычно как супружеская и родительская пара (ср. Индру, выступающего в данном случае как сын неба и земли, выпившего сомы и выросшего до гигантских размеров; Тане и его братьев в полинезийской мифологии и др.). Иногда «старшие» боги покидают Д. или спускают его в колыбели на землю со специально демиургической миссией (см. ДЕМИУРГ); на земле божественное Д. становится прародителем людей и устроителем их жизни. В различных вариантах близнечных мифов Д. выступают в функции культурного героя; они часто изображаются в виде двойников-младенцев (Ромул и Рем и др.). Тема Д. тесно связана с мотивом чудесного зачатия или чудесного рождения — из земли, камня или скалы (хеттский Улликумми, индо-иранский Митра, китайский Юй, меланезийский Кат и др.), из дерева (греческий Адонис, айнский Окикуруми, некоторые персонажи мифов индейцев, народов Океании и др.), а также с мотивом вскармливания и выращивания в шкуре животного, в гнезде, роднике, море и т. д. Д., ведущее происхождение от богов или от связи божества с земным супругом, часто отмечено печатью божественной мудрости и красоты (Кришна) или, напротив, уродства и дикости (япон. «дитя-кровопиец», этрусский Таг). Мотив заброшенности, покинутости Д. приобретает большое значение в теогонических системах древнего мира, где он связан с темой смены поколений богов и реализуется в сюжетах о преследовании, гонении или грозящей гибели (проглатывание Кроносом и Нут, похищение Д. змеями, драконами, демонами, а также «избиение младенцев» в библейской традиции и т. д.). Подобные сюжеты характерны также и для сказочной архаики (образ бедного сиротки), классической волшебной сказки (мальчик-с-пальчик, невзрачный дурачок и пр.). Такого Д. часто прячут, спускают на воду, тайно воспитывают или закаляют (ср. тайное воспитание Гора, Зевса, Эдипа, Вишну, святого Георгия, закаливание Ахилла в огне или водах Стикса и т. д.). С мотивом воспитания тесно сопрягается мотив «героического детства» и «первого подвига»: еще в колыбели Д. побеждает нападающих на него змей (Геракл; ср. «шалости» младенца Гермеса, похищающего стадо коров у Аполлона, речь младенца Исы в мусульманской традиции и др., а также эпическую и литературную традицию, включая Рабле), проходит инициационные испытания. Связь Д. с мотивами начала и обновления прослеживается в ритуальной практике (например, в календарных праздниках; ср. колядки, щедровки и др., исполняемые преимущественно детьми), в поверьях о связи Д. с богатством (ср. карликов и гномов в европейской, близнецов Хэ-Хэ из свиты бога богатства в китайской традициях), а также в серии охранительных и погребальных обрядов, отличающихся от похорон взрослого человека (воздушное погребение или погребение в колодце), находящих параллели в представлениях о загробном мире, где детям предназначается специальная обитель (Чичиакуаку у ацтеков, Омирук у эвенков и др.), откуда души возвращаются на землю. Характерный уже для архаической мифологии акцент на маргинальной позиции Д., стоящего как бы на границе сакрального и профанного времени и пространства, усиливается в поздней античности и выливается в образы Д., связанных с такими областями, как магия и алхимия (Гермес, Меркурий), а также с идеей вечного обновления (ср. Гераклитов символ: «Время — играющий мальчик»); в христианской мифологии маргинальная позиция Д. получает новое осмысление — младенец Иисус Христос не только становится знаком мировой мудрости, но само его рождение, введенное в контекст исторического времени, претендует на то, чтобы знаменовать «конец» мифологической эпохи и «начало» новой эры. Лит,: Неклюдов С. Ю., «Героическое детство» в эпосах Востока и Запада, в кн.: Историко-филологические исследования. Сборник статей памяти академика Н. И. Конрада, М., 1974; Харузина В. Н., Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни, «Этнографическое обозрение», 1911, № 1-2; Фрейд 3., Тотем и табу, М., [1923]; Jung К. G., Kerenyi К., Einführung in das Wesen der Mythologie, 4 AufL, Z., 1951.

E. С. Новик.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. дитя — род. и дат. дитяти, твор. дитятею, предл. о дитяти, ср.; мн. дети (см. дети). В косвенных падежах ед. ч. употр. редко. 1. Ребенок (устар.). Спокойно и крепко заснуло дитя, И щечки его заалели. Н. Некрасов, Русские женщины. Малый академический словарь
  2. дитя — Дит/я́. Морфемно-орфографический словарь
  3. дитя — орф. дитя, род. и дат. дитяти, тв. дитятей, предл. о дитяти Орфографический словарь Лопатина
  4. дитя — Дитя природы (книжн. устар. или шутл.) — человек, не тронутый городской культурой, близкий к природе. ► -Этот чеченец был настоящее дитя природы. Фразеологический словарь Волковой
  5. дитя — • настоящее ~ • совершенное ~ Словарь русской идиоматики
  6. дитя — Крошка, малютка, младенец, ребенок; малолетний, малолеток, малыш, малец, мальчик, мальчишка, девочка, мальчуга, мальчуган; дети, детвора; чадо, сын, дочь, исчадие, отпрыск, отродье, плод, по-рождение, птенец, вылупок ср. !! плод, малолеток Словарь синонимов Абрамова
  7. дитя — сущ., с., употр. сравн. часто 1. Слово дитя используют по отношению к ребёнку. Родное дитя. | Непослушное дитя. | Отдайте мне моё дитя! — закричала женщина. 2. Люди старшего возраста иногда используют слово дитя при обращении к молодой девушке или юноше. Толковый словарь Дмитриева
  8. дитя — Общеслав. Суф. производное от *dětь «ребенок» (ср. дети), той же основы, что и доить, дева. Суф. ęt < ent (детеныш без -t-, дитяти — с -t-). Дитя буквально — «вскармливаемый грудью». См. дева, доить. Этимологический словарь Шанского
  9. дитя — ДИТЯ род. и дат. дитяти, тв. дитятею, предл. о дитяти; мн. дети; ср. 1. Трад.-нар. Ребёнок. Своё, родное д. Спит д. Взять д. на руки. Резвится, как д. 2. (в обращении). Ласк. О молодой женщине, юноше по отношению к людям старшего возраста. Толковый словарь Кузнецова
  10. дитя — ДИТЯ (род. дитяти) стар. детя или дите (твор. дитей) ср. дитухно, зап. (как татухна м. матухна ж.) дитятко, младенец, ребенок, малолетний, малолетняя; дитятей назыв. до 14 и ли 16 лет, когда детство переходит в отрочество. Дитятко ср. умалит. или ласкат. Толковый словарь Даля
  11. дитя — ДИТЯ, дитяти (косв. п. ед. устар.); мн. дети, детей, ср. 1. ед. Маленький ребёнок (устар.). Д. малое. Ещё совсем д. 2. перен., чего. О человеке, обнаруживающем в себе яркие черты какой-н. среды, какого-н. времени (высок.). Д. своего века. Д. улицы. Толковый словарь Ожегова
  12. дитя — ДИТ’Я, род. и дат. дитяти, дитятею, о дитяти (·книж. ·устар., ·поэт.), ср., в знач. мн. употр. дети (см.). 1. Маленький ребенок. «И плачет, плачет дитя и ручки протягивает.» Достоевский. 2. Сын или дочь. Родное дитя. 3. перен. Толковый словарь Ушакова
  13. дитя — Восходит к глаголу дойти и является однокоренным с существительным дева. Этимологический словарь Крылова
  14. дитя — дитя I ср. 1. Мальчик или девочка младшего возраста; ребёнок. || перен. Наивный, неопытный человек. 2. Сын или дочь — независимо от возраста — по отношению к родителям; чадо I 1. 3. Малолетний сын или малолетняя дочь. 4. перен. Толковый словарь Ефремовой
  15. дитя — дитя́ ср. р., мн. де́ти, укр. дитя́, род. п. дитя́ти, дити́на, ст.-слав. дѣти мн. От ф. ед. ч. *дѣть ж., собир., ср. сербск.-цслав. дѣть, болг. дете́, собир. деца́ "дети" (из *дѣтьца́), сербохорв. диjѐте, собир. ди̏jем ж. "дети", словен. dė́te, род. Этимологический словарь Макса Фасмера