ЧЕРТ

(рус. «чёрт», «чорт», укр., белорус, чорт, словен. crt, чеш., сло-вац. cert, польск. czart, вероятно, из праслав. *cьrt, «проклятый»)

в славянской мифологии злой дух. Образ Ч. дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в фольклоре и народных картинках Ч. — антропоморфные существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами.В русской средневековой живописи облик Ч. отличается от человеческого остроголовостыо (или волосами, стоящими дыбом — шишом: отсюда эвфемизмы типа шиш, шишига), иногда — крыльями за спиной. У восточных славян Ч. — родовое понятие, часто включающее всю нечисть («нежить», «нечистики»): водяных, леших, домовых и т. д. Само происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах (в русских легендах Ч. — ангелы, уставшие славить бога): сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ. Вместе с тем собственно Ч. отличаются от прочей нечисти и местами своего обитания (преисподняя, где они мучают грешников, болото, перекрестки и развилки дорог), и свободой передвижения (повсюду, вплоть до церкви ночью), и способностью к оборотничеству (превращаются в черную кошку, собаку, свинью, змея, чаще — в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик знакомого — соседа, мужа и т. п.). С вездесущностыо Ч. связаны запреты поминать их и многочисленные эвфемизмы: лукавый, враг, шут, окаяшка, черный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой, пралик и др. Ч. в народных верованиях постоянно вмешиваются в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят во грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, самоубийство (самоубийца — «черту баран» или лошадь), пытаются заполучить душу человека; свои души продают Ч. колдуны и ведьмы (черти-хи). Ч. могут жить семьями, по другим поверьям — соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри (ср. западноевропейских инкубов). Когда Ч. вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Ч. могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни, уносящий проклятых детей; вихри — беснующиеся Ч., чертовы сваты («черт с ведьмой венчается»); если бросить в вихрь нож, он окрасится кровью. Ч. особенно опасны в «нечистых» местах в определенное время суток (от полночи до первых петухов, реже — в полдень) или года (на святки и в канун Купалы). В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром: тогда Ч. призываются в заговорах, во время гаданий и т. п. Лит.: Афанасьев А. Н., Народные русские легенды, М., 1914; Максимов С. В., Нечистая, неведомая и крестная сила, СПБ. 1903; Токарев С. А., Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX вв.. М.-Л„ 1957; Толстой Н. И., Из заметок по славянской демонологии. 1 — Откуда дьяволы разные?, в кн.: Материалы всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам, т. 1 (5), Тарту, 1974; его же. Из заметок по славянской демонологии, 2 — Каков облик дьявольский?, в кн.: Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв., М., 1976; Померанцева Э. В., Мифологические персонажи в русском фольклоре, М„ 1975.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. черт — 1) преступник-новичок; простак; 2) начальник угро; 3) человек, впервые принимающий наркотик; 4) человек, работающий на производстве; 5) человек, не связанный с преступным миром, но выдающий себя за такого Словарь воровского жаргона
  2. черт — см. >> бес см. также -> как черт в болоте, к черту, ладонка на вороту, а черт на шее, словно черт веревочкой связал, черта с два Словарь синонимов Абрамова
  3. черт — Общеслав. Объясняется по-разному. Наиболее предпочтительным является толкование слова как родственного черта, др.-рус. чьрсти «чертить, вскапывать». Этимологический словарь Шанского
  4. ЧЕРТ — ЧЕРТ, хрупкая, содержащая примеси разновидность кремня. Он представляет собою криптокристаллическую производную КРЕМНИЯ, окраска его может быть белой, желтой, серой либо коричневой. Встречается в основном среди известняков и доломитов, хотя его происхождение неизвестно. Научно-технический словарь
  5. черт — ЧЁРТ -а; мн. черти, -ей; м. 1. По религиозным представлениям: сверхъестественное существо, олицетворяющее собой злое начало, в образе человека, но с рогами, копытами и хвостом; дьявол, бес. Верить в домовых и чертей. Толковый словарь Кузнецова
  6. черт — ЧЕРТ м. и чорт, олицетворенье зла, враг рода человеческого: нечистый, некошный, черная сила, сатана, диавол, лукавый, луканька, шайтан, шут, шиликун, шиш, шишига, отяпа, хохлик, см. бес; произносят чорт, см. также чертить. Толковый словарь Даля
  7. Черт — (чорт, от черный) — термин, употребляемый народом как родовое название для обозначения всякого рода злых духов старинной дохристианской веры, а также в смысле христианского образа сатаны, дьявола, искусителя и врага рода человеческого ("нечистая сила"). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. ЧЕРТ — ЧЕРТ — слуга дьявола. Большой энциклопедический словарь
  9. черт — 1. чёрт I м. 1. простореч. Неприятный, злой человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. II межд. простореч. Возглас, выражающий сильную досаду, неудовольствие. 2. Чёрт... Толковый словарь Ефремовой
  10. черт — Род. п. -а, но: ни черти́, мн. че́рти, стар. им. п. мн. ч. (вряд ли, по мнению Соболевского (Лекции 198), стар. основа на -i-), укр., блр. чорт, сербохорв. цр́тити, цр́ти̑м "заклинать, клясть", словен. Этимологический словарь Макса Фасмера