АСМОДЕЙ

(еврейск. 'ašmedaj, греч. Άσμοδαίος)

в иудаистических легендах демоническое существо. Имя А., заимствованное, по-видимому, из иранской мифологии (ср. АЙШМА), неизвестное в еврейском каноне Ветхого завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод: А. преследует некую иудейскую девицу Сарру своей ревностью, не давая свершиться ее браку и последовательно умерщвляя в брачную ночь семерых мужей прежде соития с ней, и только благочестивому Товии, пользующемуся помощью Яхве и архангела Рафаила, удается прогнать А. и сделать Сарру своей женой (Тов. 3, 7-8; 9). А. выступает здесь как особенный недруг одного из «божьих установлений» — брака. Этот мотив развивается в апокрифическом «Завете Авраама», восходящем к 1 в. Уже происхождение А. связано с блудом между (падшими) ангелами и «дочерьми человеческими» (упомянутым Быт. 6, 2), и сама природа А. побуждает его разрушать брачное сожительство средствами бессилия, холодности и отклонения желаний в недолжную сторону (апокрифическое соч. «Завет Соломона» 21-23). Это наиболее существенная сторона легенд об А. С ней связаны две другие линии — перенос на А. в его отношениях с Соломоном мотивов сверхъестественного помощника царя-строителя, а также двойника царя, подменяющего его на престоле до истечения срока наказания, пока царь должен бродить нищим, отверженным и неузнанным, искупая свою гордость. В обеих этих линиях, в отличие от первой, А. наделен амбивалентностью, присущей персонажу сказки, а не легенды; он выступает как стихийная сила, непредсказуемая, неподвластная человеческим меркам, опасная, но не злая. Соломону удается опоить А., связать в пьяном виде и наложить на него свою магическую власть (мотивы «захвата опоенного чудовища», ср. сюжет Мидаса и Силена; «чудовища на человеческой службе», ср. рассказы о джиннах и т. п.); А., как и полагается захваченному чудовищу, выдает некую тайну, а именно: секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни, и вообще помогает строить храм, попутно проявляя прозорливость. Возгордившись, Соломон предлагает А. показать свою мощь и отдает ему свой магический перстень (ср. мотив посрамленной гордыни Соломона в исламских преданиях, см. СУЛАЙМАН); А. немедленно вырастает в крылатого исполина неимоверного роста, забрасывает Соломона на огромное расстояние, сам принимает облик Соломона и занимает его место. А. и здесь выдает свою природу блудного беса и недруга брака тем, что, хозяйничая в гареме Соломона, систематически нарушает ритуальные запреты, гарантирующие чистоту брачных сношений, и даже покушается на кровосмешение. По этим признакам его изобличают как самозванца, когда испытание Соломона оканчивается. Легенда о Соломоне и А. получила универсальное распространение в литературе, фольклоре и художественной иконографии христианского и исламского средневековья: в славянских изводах партнер Соломона именуется Китоврасом (ср. греч. κένταυρος кентавр), в западноевропейских — Маркольфом (Морольфом, Марольтом).Лит.: Веселовский А. Н., Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине, СПБ, 1872; Rudwin М., Asmodeus, dandy among demons, "The Open Court", 1930, v. 44. С. С. Аееринцев.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. асмодей — Демон, который погубил несколько женихов Сарры, дочери Рагуиловой. Краткий церковнославянский словарь
  2. Асмодей — (др.-евр. Ашмедай — искуситель) в ветхозаветной книге Товита (2 в. до н. э.), в Талмуде и в апокрифах — злой дух, глава демонов, разрушитель браков. Большая советская энциклопедия
  3. асмодей — (евр. Ашмедай) — искуситель, злой сластолюбивый демон, (шутл.) нарушитель супружеского согласия Ср. Перед ней, в ночной тишине... Фразеологический словарь Михельсона
  4. Асмодей — (Тов 3:8-17) — злой дух, диавол. Так назывался злой дух, погубивший нескольких женихов Сарры, дочери Рагуиловой. По мнению позднейших Евреев, это главный из демонов, или царь демонов. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. Асмодей — орф. Асмодей, -я Орфографический словарь Лопатина
  6. асмодей — АСМОДЕЙ -я; м. [нем. Asmodäus из др.-евр. Ashmedai — искуситель, губитель]. 1. [с прописной буквы]. В Талмуде и древнееврейской апокрифической литературе: глава демонов; злой дух. 2. В русской литературе 19 в.: Демон, разрушающий браки. Толковый словарь Кузнецова
  7. асмодей — АСМОДЕЙ, злой дух, соблазнитель, диавол, бес, сатана. Толковый словарь Даля
  8. Асмодей — (собственно Ашмедай, то есть искуситель) — злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе. В книге Товия А. убивает из ревности одного за другим семерых мужей Сарры; в Талмуде он называется князем демонов, т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. Асмодей — (евр. греч. ), в иудейских легендах демоническое существо. Имя А., заимствованное, по-видимому, из иранской мифологии (срв. Айшма), неизвестное в еврейском каноне Ветхого Завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод:... Словарь по культурологии
  10. асмодей — Асмодей м. 1. Глава демонов, злой дух, разрушитель браков (в древнееврейской апокрифической литературе). 2. Употребляется как поэтический символ злого духа, разрушителя браков. Толковый словарь Ефремовой
  11. Асмодей — В до-христианских и христианских верованиях злой дух вожделения Краткий религиозный словарь
  12. АСМОДЕЙ — АСМОДЕЙ — в библейской мифологии злой дух. Большой энциклопедический словарь