АН

(шумер. «небо»)

Ану(м), Ану (аккад.), в шумеро-аккадской мифологии одно из центральных божеств, бог неба. Его имя пишется знаком, обозначающим понятие «бог» и ставящимся как детерминатив перед именами других богов. В списках богов 26 в. до н. э. из Фары (как и во всех других списках богов) его именем открывается список. Кроме того, А. — божество города Урука (хотя первоначально не проявлявшее себя активно). Постоянный титул — «отец богов», но в аккадской поэме «Энума элиш» А. — сын Аншара и Кишар. В качестве «отца богов» «забирает» (создает) небо (мифологическая запевка в шумерском тексте «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир»), приказывает родиться богам ануннакам на «горе небес и земли» (миф о Лахар и Ашнан), в других мифах и гимнах изображается восседающим на небесах на первом месте (но в одном из мифов о деяниях бога Энки последний усаживает А. на это место, а рядом с ним — Энлиля), к А. обращаются за советом и благословением. Он нередко враждебен людям (насылает по просьбе своей дочери Иштар небесного быка на Урук, требует смерти Гилъгамеша, создает семерку злых демонов и т. д.). Но более всего для образа А. характерна пассивность, бездеятельность, он почти нигде не является главным действующим персонажем мифа, но скорее лишь символом высшей власти. Наиболее деятельным показан в двуязычной шумеро-аккадской серии заклинаний «Злые демоны утукку», связанной, видимо, с ритуальным праздником лунного затмения, где боги — олицетворения небесных светил (луны, солнца и планеты Венера) хотят заставить А. поделиться с ними властью. А. создает семерку злобных демонов утукку и посылает их против бога луны, чтобы окружить его и затемнить. Инанна-Иштар (олицетворение планеты Венера) переходит на сторону А., и луна попадает в плен, но, по всей видимости, освобождается при помощи Энки-Эйи. Энлиль, «первый сын А.», в ряде случаев становится соперником отца и оттесняет его культ, что связано с ролью Энлиля как верховного бога Ниппура, древнейшего культового центра и, вероятно, центра шумерского племенного союза. Другие дети А. — бог бури (Им?) Ишкур (Адад), Марту, Инанна (Иштар), Баба, Гатумдуг, Нисаба, Нининсина, боги ануннаки. Жена А. — Ураш («земля») позднее идентифицируется с Ки («земля», «низ»). В аккадском пантеоне появляется Анту(м) как женское соответствие Ану. Инанна-Иштар как владычица богов также выступает в роли жены А., однако в пантеоне города Урука она — дочь А.Во второй половине правления персидской династии Ахеменидов Ану становится активным верховным богом и покровителем города Урука (культ Иштар фактически упраздняется), отождествляясь (по мнению И. М. Дьяконова), подобно иудейскому Яхве, с Элах-шемаййа («бог небес») — семитским обозначением Ахурамазды. Одним из свидетельств возрождения культа Ану и Анту(м) является новый храм, возведенный обоим божествам в Уруке (2 в. до н. э., один из шедевров поздней вавилонской архитектуры).Символ А. — «рогатая тиара» (изображения сохранились на пограничных камнях «ку дурру» средне- и нововавилонского времени и на печатях). В.К.Афанасьева.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ан — орф. ан, частица, союз Орфографический словарь Лопатина
  2. ан — союз и частица. прост. 1. противительный союз. Соединяет два предложения, второе из которых выражает несоответствие, противоположность тому, что ожидается на основании первого предложения; соответствует по значению словам: оказывается, а на самом деле... Малый академический словарь
  3. АН — 1. [а-эн и ан] Академия наук (например, АН СССР, АН Узбекской ССР). 2. м. самолет марки АН-2 и т. д. Малый академический словарь
  4. АН — • Академия наук Сокращения, применяемые в СССР
  5. ан — I. АН I en Предлог, соответствующий русскому выражению "в качестве кого-, чего-л; как кто-л., что-л и т. п". Напр., en ami как друг, по-дружески. Бухарин в полемической статье против М. Н. Покровского реабилитирует Петра Великого и объективизм в истории. Словарь галлицизмов русского языка
  6. ан — Ан, частица, союз. Морфемно-орфографический словарь
  7. Ан — орф. Ан, -а и нескл., м. (самолет) Орфографический словарь Лопатина
  8. ан — Термин французской кухни, означающий, что блюдо приготовлено каким-либо характерным способом. Например, ан брошет — блюдо, приготовленное на вертеле. Ан шмиз — приготовленное в «мундире» (французская кухня), обычно относится к картофелю. Кулинарный словарь
  9. ан — АН I. союз. (связывает два противопоставленных предл.). Служит для указания на то, что происходит нечто неожиданное; оказывается, а на самом деле, но вдруг. Ждут бывало с юга, глядь, — Ан с востока лезет рать! (Пушкин). II. частица (в начале речи). Толковый словарь Кузнецова
  10. ан — АН, см. аже. Также см.: 1. аже 2. ано Толковый словарь Даля
  11. ан — 1. ан I союз простореч. Употребляется при присоединении предложения (содержание которого противоречит или противопоставляется содержанию предшествующего предложения), соответствуя по значению сл.: а на самом деле, но оказывается. II част. простореч. Толковый словарь Ефремовой
  12. ан — АН, союз противительный (·прост. ). Но, а на самом деле. «Ан в деле вышел оборот совсем не тот (какого ожидали).» Крылов. Думал отдохнуть, ан опять командировка. | употр. в начале реплики, заключающей в себе возражение, отрицание. — Дай мне денег. — Ан нет, не получишь! Толковый словарь Ушакова
  13. ан — "все-таки, но", также ано, диал. По Бернекеру (I, 22), из а и но. Менее вероятно предположение Зубатого (LF 36, 113 и сл.) о стяжении из а+оно (ср. чеш. a\ o), состоявшемся еще в праславянскую эпоху; так же Преобр. 1, 1. Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. АН — АН — марка самолетов, разработанных под руководством О. К. Антонова и в КБ его имени. Среди них "Руслан", "Мрия". Большой энциклопедический словарь
  15. ан — АН (прост). 1. союз. Служит для указания на то, что происходит нечто неожиданное, противоположное ожидаемому, в знач. а оказывается. Решили пойти через реку, ан лёд-то тронулся. 2. частица. употр. в начале речи для подчёркивания противопоставления, несоответствия. Пристал: пойдём. Ан нет, не пойду. Толковый словарь Ожегова