РАНЕВСКАЯ

РАНЕВСКАЯ — героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903).

Образ Р., неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Р. — в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом. Р. не представляет своей жизни без вишневого сада, но и сад без нее сирота. Кажется, он оживает с ее приездом, и Р. обращается к нему как к живому: «Ангелы небесные не покинули тебя».

Присущее Р. чувство прошлого, «родовой традиции» — это даже не любовь к усадьбе, а неотделимое и неотменимое чувство родства с нею. Радость встречи с нею после пятилетней разлуки сравнима для Р. только с радостью Светлого Христова Воскресенья. Отношение родства пронизывает все существование Р. — в общении с близкими, соседями, слугами, с живой и неживой природой. «Хороший она человек, легкий», — говорит о ней Лопахин.

Эта встреча Р. с родиной последняя, прощальная. И Р., и сад беззащитны перед угрозой гибели и разорения. Вишневый сад продается «за долги». Чувствуя себя частью сада, Р. сознает, что сад безвинен. Расплата идет за ее долги, за ее прошлое, личное и «родовое»: «Уж очень много мы грешили...» Монолог Р. «о грехах» — это принятие вины на себя и мольба о прощении: «Господи, Господи, будь милостив, прости мне грехи мои! Не наказывай меня больше!»

Идея искупления прошлого страданием, умозрительная для Пети Трофимова, стала для Р. свершением судьбы. Страдание от утраты усадьбы, от гибели вишневого сада сделалось искуплением ее прошлых грехов.

Р. — позднее создание той дворянской культуры, которая на глазах истончается, исчезает из настоящего, остается в прошлом. Но пьеса Чехова, как и вся его драматургия, — разомкнута в будущее. Р., в отличие от Пети Трофимова, «ниже любви». Она любит человека недостойного, «обобравшего» ее и сознает, что он камень на ее шее. «Но я люблю этот камень и жить без него не могу». На деньги, присланные ярославской бабушкой, она уезжает к нему в Париж: «Да здравствует бабушка!» Грешная, легкомысленная, безалаберная и неотразимо привлекательная Р. знает, что «денег этих хватит ненадолго», но ее жизнь продолжается вне зависимости от их количества. Никакие деньги не смогут что-либо изменить в самой личности Р. Она останется прежней. «Такую женщину сможет угомонить только смерть» (Чехов).

Первая исполнительница роли Р. — О.Л.Книппер-Чехова (1904). Среди других исполнительниц — М.И.Бабанова (1956), Л.И.Добржанская (1965), А.С.Демидова (1975), А.А.Вертинская (1976), Т.Е.Лаврова (1976), А.Б.Фрейндлих (1978). Среди зарубежных актрис — М.Рено (1954), П.Эшкроф (1961), В.Кортезе (1974), К.Курихара (1981), Н.Парри (1981), Д.Денч (1989), Ю.Лампе (1989).

Лит.: А.Белый. «Вишневый сад»

//А.Белый. Арабески. М., 1911; Эфрос Н.Е. «Вишневый сад». Пьеса А.П.Чехова в постановке Московского Художественного театра. Пг., 1919; Барро Ж.-Л. Почему «Вишневый сад»?

//Барро Ж.-Л. Размышления о театре. М., 1963; Скафтымов А.П. О единстве содержания и формы в «Вишневом саде» Л.П.Чехова

//Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972; Стрелер Д. «Вишневый сад» Чехова

//Стрелер Д. Театр для людей. М., 1984; Зин-герман Б.И. О «Вишневом саде»

//Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988; Соловьева И.Н. «Три сестры» и «Вишневый сад» в Художественном театре

//Режиссерские экземпляры К.С.Станиславского. В 6 т. Т. 3. М., 1983; Холодова Г. «Вишневый сад»: между прошлым и будущим

//Театр, 1985, № 1; Полоцкая Э.А. Неугомонная душа

//Театр, 1993, № 3.

Н.А.Шалимова

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Раневская — Фаина Григорьевна [р. 15(27).8.1896, Таганрог], советская актриса, народная артистка СССР (1961). Училась в частной театральной школе. Сценическую деятельность начала в 1915. Играла в театрах Крыма, Ростова-на-Дону и др. С начала 30-х гг. Большая советская энциклопедия