РАМА

РАМА — центральный персонаж древнеиндийской эпопеи «Рамаяна» (ок. IV в. до н.э.), авторство которой приписывается древнему мудрецу Вальмики. Содержание эпопеи сводится к следующему. У царя Дашаратхи долгое время не было наследника; после многих жертвоприношений супруги царя — Кауша-лья, Кайкейи и Сумитра родили ему четырех сыновей: Раму, Лакшману, Бхарату и Шатругх-ну. Братья росли вместе и нежно любили друг друга. Р. превосходил их силой, умом и красотой. Уже в юности он совершает великие подвиги, побеждая могучих демонов. Во время сваямвары — обряда избрания женихов — Си-той, дочерью царя Джанаки, устраивается состязание в стрельбе из лука. Никто из прибывших на сваямвару не может даже поднять лук, а Р. не только поднял его, но с такой силой натянул, что лук сломался. Сита избирает его в мужья.

Дашаратха горячо любил своего первенца Р. и готов был передать ему царство, чтобы самому уйти в отшельничество. Но Кайкейи, младшая жена Дашаратхи, напоминает супругу о том, что он обещал исполнить несколько ее желаний. Она требует, чтобы он передал трон ее сыну Бхарате, а Р. отправил на четырнадцать лет в лес. Бхарата возмущен поступком матери и отказывается от царства. Он ставит на трон сандалии Р. в знак того, что трон занят. Но Р. вместе с Лакшманом и Ситой, повинуясь воле Дашаратхи, уходят в лес. В ту пору свирепый ракшас (демон), десятиглавый Равана, подчинивший себе всю землю, похищает Ситу. После долгих поисков Р. с помощью царя обезьян Сугривы переправляется в царство ракшаса на остров Ланка, одолевает Равану и возвращает Ситу. Герой возвращается на родину, вступает на престол и справедливо правит, заботясь о народе.

Такова сюжетная канва эпопеи, объем которой составляет около двадцати четырех тысяч шлок (двустрочных строф). Ее персонажи, судьбы которых так или иначе связаны с самим Р., и он сам стали героями разножанровых произведений, как фольклорных, так и собственно литературных. Уже в ранней буддийской литературе, в т.н. «Дашаратхаджанаке», присутствуют практически все основные герои «Рамаяны». Воздействие «Рамаяны» просматривается в поэмах Ашвагхоши «Житие Будды» и «Сундари и Нанда» (II в.), у Бхасы (III в.) использованы эпизоды о помазании Р. («На-така о помазании» и «Натака о статуях»). Ка-лидаса (V в.) посвятил самую значительную из своих поэм «Потомки Рагху» генеалогии династии Икшваку, переложив содержание эпопеи в пяти песнях. Многие позднейшие авторы обращались к разработке отдельных эпизодов или всего сюжета: например, Кумарадаса (VI в.) написал поэму «Похищение Джанаки».

Драматург индийского средневековья Бха-вабхути (VIII в.) дважды обращался к образу Р.- в драмах «Деяния великого героя» и «Дальнейшая жизнь Рамы». Если в «Деяниях» изложена основная канва первой части эпо пей, то в «Дальнейшей жизни Рамы» он обращается к VII книге, содержащей трагическое начало. Р. воцаряется и справедливо правит народом. До него, однако, доходят слухи, что Сита за время пребывания в плену у Раваны оказалась неверна. Р. стоит перед дилеммой — как примирить личное чувство любви к Сите с его долгом правителя, обязанного блюсти моральные устои. Долг торжествует, и Р. решает изгнать Ситу. Когда человек из свиты пытается удержать Р. от опрометчивого решения, он обрывает его: «Молчи! Не может подлым быть народ моей столицы и страны!» На протяжении семи действий Бхавабхути оригинально интерпретирует материал эпопеи, вводя как активных участников действия сыновей Р. Лаву и Кушу и даже самого Вальмики, мудреца, уже успевшего сочинить «Рамаяну» до эпизода воцарения. Седьмое действие натаки (драмы) Бхавабхути открывается представлением пьесы, основанной на седьмой песне самой эпопеи. На сцене разыгрывается действие — теми же персонажами, что и у самого Бхавабхути. Из пьесы Р. узнает о том, что Сита в приступе отчаяния бросилась в Ганг. Р. теряет сознание. Далее действие вставной пьесы неразрывно сливается с сюжетом самой «Дальнейшей жизни Рамы». Финалы обеих пьес сливаются воедино, но конфликт остается неразрешенным. Супруга Васиштхи обращается к народу с вопросом: может ли Сита вернуться к супругу? И только с согласия народа Сита возвращается к Р.

Во второй половине первого тысячелетия в процессе религиозного синтеза Р. обожествляется и даже становится одной из земных ипостасей бога Вишну. Наряду с этим «Рамаяна» проявилась и в различных местных литературах народов Индии. Наиболее значительны «Деяния Рамы» (XII в.) Сандхьякара Нандина, «Океан деяний» (XVI в.) Тулсидаса, «Бачит-тарнатак» (XVII в.) Гуру Говинда.

В народной традиции практически по всей Индии в сентябре-октябре каждый год празднуется дассера, народное пантомимическое представление Рам-лила. «Рамаяна» была воспринята в странах буддийской культуры — Бирме, Тибете, Монголии, Таиланде, Лаосе, Индонезии. В 1959 году в Центральном детском театре была поставлена пьеса видного российского индолога Н.Р.Гусевой «Рамаяна», впоследствии показанная с успехом в Индии.

Лит.: Гринцер П.А. «Махабхарата» и «Рамаяна». М., 1970; Серебряков И.Д. Очерки древнеиндийской литературы. М., 1971. С. 257-269; Warder A.K. Indian Kavya Literature. v.IV, P.271-372.

И.Д.Серебряков

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. рама — орф. рама, -ы Орфографический словарь Лопатина
  2. Рама — I Ра́ма в древнеиндийском эпосе «Рамаяна» и «Махабхарата» герой, совершивший поход из Северной Индии на острове Ланка (Шри-Ланка) для освобождения своей жены Ситы, похищенной демоном Раваной. Большая советская энциклопедия
  3. рама — -ы, ж. 1. Четырехугольное, овальное или иной формы скрепление из брусьев, планок для вставки, обрамления чего-л. Портрет в золоченой раме. Оконная рама. Дверная рама. □ В простенках между окон вставлены были зеркала в вычурных рамах старинной резьбы. Малый академический словарь
  4. рама — Плоская или пространственная стержневая часть несущей системы, элементы которой соединяются жесткими, шарнирными или упруго-податливыми узлами. [105] Строительная терминология
  5. РАМА — (др.-инд. Râma, «тёмный») Рамачандра [Râmacandra, «Рама (прекрасный, как) месяц»], в индуистской мифологии седьмая аватара Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны. Земными родителями... Мифологическая энциклопедия
  6. рама — Ра́м/а. Морфемно-орфографический словарь
  7. РАМА — см. "РАМАЯНА". Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  8. рама — РАМА f. rame f. текст. Рама для просушки сукна. Сл. 1948. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Рама — Рама (Рамоф) («возвышенность»): 1) город в уделе Вениамина (Нав 18:25), вблизи Гивы Сауловой (Суд 19:13 и след.), совр. Эр-Рам (расп. на высоте 793 м над уровнем моря), в 8 км сев. Иерусалима. Во времена иуд. царя Асы (см. Аса) израил. Библейская энциклопедия Брокгауза
  10. Рама — (высота) — название след. мест и городов: Нав 18:25, Мф 2:18, Иер 31:25 — город в колене Вениаминовом, лежавший близ границ колена Ефремова. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  11. рама — Обод, ободок, обшивка, оторочка, бордюр, шина, оправа Очки в золотой оправе Словарь синонимов Абрамова
  12. Рама — Р’ама (высота) — а) (Нав.18:25 ; Суд.4:5 ; Суд.19:13 ; 3Цар.15:17 ,21,22; 1Пар.27:27 ; 2Пар.16:1 ,5,6; Езд.2:26 ; Неем.7:30 ; Неем.11:33 ; Ис.10:29 ; Иер.31:15 ; Иер.40:1 ; Ос.5:8 ; Мат. Библейский словарь Вихлянцева
  13. рама — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? рамы, чему? раме, (вижу) что? раму, чем? рамой, о чём? о раме; мн. что? рамы, (нет) чего? рам, чему? рамам, (вижу) что? рамы, чем? рамами, о чём? о рамах... Толковый словарь Дмитриева
  14. Рама — орф. Рама, -ы, м. (мифол.) Орфографический словарь Лопатина
  15. РАМА — 1. в древнеинд. эпосе "Рамаяна" и "Махабхарата" герой, совершивший поход из Сев. Индии на Цейлон для освобождения своей жены Ситы, похищенной демоном Раваной. Советская историческая энциклопедия
  16. рама — РАМА, ы, ж. 1. Четырёхугольное, овальное или иной формы скрепление для обрамления чего-н. (стекла, картины). Оконная р. Картина в раме. 2. Несущая часть машины, станина; техническое приспособление в виде скреплённых под углом друг к другу брусьев, балок. Толковый словарь Ожегова
  17. рама — Р’АМА, рамы, ·жен. 1. Четырехугольное, овальное или иной формы скрепление из брусьев, планок для вставки в него чего-нибудь или для обрамления чего-нибудь. Оконная рама. Дверная рама. Позолоченная рама картины. Толковый словарь Ушакова
  18. рама — РАМА -ы; ж. 1. Четырёхугольное, овальное или иной формы скрепление из брусьев, планок для вставки, обрамления чего-л. Портрет в золочёной раме. Оконная р. Дверная р. Вставить зеркало в раму. 2. Оконный переплёт вместе со стеклом. Двойные рамы. Толковый словарь Кузнецова
  19. рама — Это слово было заимствовано из польского, где rama является заимствованием из немецкого, где существительное Rahmen образовано от глагола rahmen – "вставлять раму". Этимологический словарь Крылова
  20. рама — См. рамо Толковый словарь Даля
  21. рама — (Санскр.) Седьмой аватар или воплощение Вишну; старший сын царя Дашаратха из Солнечной Расы. Его полное имя Рама-Чандра, и он герой "Рамаяны". Теософский словарь
  22. Рама — Главный герой индийских эпосов "Рамаяна" и "Махабхарата". Образ добродетельного и мудрого царя-героя. В индуизме считается аватарой Вишну и является объектом культа Краткий религиозный словарь
  23. РАМА — РАМА — короли Таиланда из династии Чакри. В современном Таиланде на троне Рама IX (Пумипон Адульядет). РАМА — главный герой индийского эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата", образ мудрого добродетельного царя-героя. Большой энциклопедический словарь
  24. рама — 1. рама ж. 1. Четырехугольное, овальное или иной формы обрамление из различных материалов для вставки в него картин, портретов, зеркал и т.п. || То, что напоминает такое обрамлением чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  25. Рама — Рама короли Таиланда из династии Чакри с 1782. В современном Таиланде на троне Рама IX (Пумипон Адульядет), вступил на престол в 1946 (коронован в 1950). Большая биографическая энциклопедия
  26. рама — I ра́ма I, укр. ра́ма, ря́ма, блр. ря́ма, смол. (Добровольский). Через польск. rama или непосредственно из нем. Rahmen "рама", ср.-в.-н. rаmе; см. Преобр. II, 180; Клюге-Гётце 180, 466; Потебня, РФВ 2, 16. II ра́ма II "окраинная область", см. ра́менье. Этимологический словарь Макса Фасмера