ГОРОДНИЧИЙ

ГОРОДНИЧИЙ — центральный персонаж комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (1835, вторая редакция — 1841). В перечне действующих лиц: Антон Антонович Сквозник-Дмуханов-ский. Согласно «Замечаниям для господ актеров», «уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек, <...> ведет себя очень солидно; довольно сурьезен».

В комедии Гоголя «персонажная» структура провинциального, города построена по принципу пирамидальной иерархии и имеет вершиной Городничего. С его реплики, первой в пьесе, завязывается узел интриги, причем слова в этой реплике, как подметил В.Н.Турбин, тарахтят звуком «р», как колеса брички: «Я пРигласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пРенепРиятное известие: к нам едет Реви-зоР». Тарахтенье нарастает: «РевизоР... Реви-зоР... РевизоР из ПетеРбуРга...»

«Ревизор» — комедия ошибок. Ошибка, зацепившись за ошибку, наматывает целый снежный ком: Добчинский с Бобчинским заглянули в трактир и увидели того, кто показался им ревизором; Г. приказывает десятским «взять в руки по улице» и вымести город; затем одевает бумажный футляр вместо шляпы; потом пишет записку жене на трактирном счете: «Спешу тебя уведомить, душечка, что состояние мое было весьма печальное, но, уповая на милосердие божие, за два соленых огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек». Далее Г. сквозь пальцы смотрит на амурные похождения жены, отдает случайному человеку в жены единственную дочь и впридачу коляску для Хлестакова.

В начале длинной цепи этих ошибок лежит сон Г.- непонятный и потому страшный: две «необыкновенные крысы... пришли, понюхали — и пошли прочь». Именно Г. первым пускает волну страха, который охватывает город. Вначале он бодрится: «Страху-то нет, а так, немножко». Потом восклицает в «страхе»: «Что вы, господь с вами! это не он». Во втором действии Хлестаков и появившийся на пороге Г. «в испуге смотрят один на другого, выпучив глаза». Затем Г. слушает Хлестакова, «вытянувшись и дрожа всем телом».

Комизм усугубляется еще одним обстоятельством: по давнему наблюдению, восходящему к Гете, театр создает аналог вселенной со своими небесами, раем, землей и т.д. Именно аналог вселенной предложил Гоголь сыграть актерам в «Ревизоре» — комедии с пирамидальным построением состава участников. В этом свете Г. являет собою пародию на Всевышнего (а Хлестаков, естественно, пародию на Дьявола: «Ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет»,- проговаривается его слуга Осип). Все это укладывается в прокрустово ложе «чертовской концепсии» Гоголя. Уездный Бог правит бал почти как настоящий: он рассуждает о грехах («Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов»); дает оценку человеческим деяниям («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»); следит за соблюдением иерархии своих «ангелов» (Квартальному: «Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь!»); воспитывает свое воинство («Узлом бы вас всех завязал! В муку бы стер вас всех, да к черту в подкладку! в шапку туды ему!»). Добавим реплику Г.: «Фу ты, канальство, с каким дьяволом породнились!»

Между делом Бог комедии — Г. произносит самые известные реплики, разлетевшиеся по свету и ставшие пословицами и поговорками: «Она сама себя высекла» (об унтер-офицерше); «Не нашли другого места упасть!» (растянувшемуся Бобчинскому); «Над собою смеетесь!» Возможно, по причине этой пародийности актеры Александрийского театра, где в 1836 г. впервые была поставлена комедия, «как-то потерялись» (по свидетельству А.Панаевой, дочери актера этого театра Я.Брянского): «Они чувствовали, что типы, выведенные Гоголем в пьесе, новы для них и что пьесу нельзя так играть, как они привыкли».

Комедию «развязывает» (как и «завязывает») именно вопрос и ответ Г.: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..» Выяснение степени виновности Добчинского и Бобчин-ского, а также сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора — потрафление исконному чувству справедливости, живущему в каждом русском зрителе «Ревизора». Первыми исполнителями роли Г. были И.И.Сосницкий (Александрийский театр) и М.С.Щепкин (Малый театр). По словам П.Ковалевского, М.С.Щепкин, играя Г., «умел найти одну, две ноты почти трагические в своей роли. Так, слова: «Не погубите, жена, дети...», — произносились им «со слезами и самым несчастным выражением в лице... И этот плут на минуту делается жалок»«. В XIX в. эту роль играли П.М.Садовский, И.В.Самарин, К.Н.Рыбаков, А.П.Ленский, В.Н.Давыдов, К.А.Варламов; в XX в. — И.М.Москвин (1921), Ю.В.Толубеев (1952), И.В.Ильинский (1952), К.Ю.Лавров (1969), А.ДЛапанов (1972).

Лит.: Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М, 1978; Золо-тусский И.П. Гоголь. М., 1979; Турбин В.Н. Герои Гоголя. М., 1983; Гоголь и современность. Сборник статей. М., 1985; Павлинов С.А. Тайнопись Гоголя. М., 1996.

А.Н.Щуплов

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. городничий — орф. городничий, -его и (лит. персонаж) Орфографический словарь Лопатина
  2. городничий — -его, м. В России до середины 19 в.: начальник города. В ту отдаленную пору, к которой восходит передаваемый мною рассказ о Рыжове, самое главное лицо в каждом русском городишке был городничий. Лесков, Однодум. Малый академический словарь
  3. ГОРОДНИЧИЙ — 1. Антон Егорович (р. 1848 — ум. не раньше 1917) — рус. рабочий-революционер. Из крестьян Виленской губ. С 1871 работал на ряде з-дов в Петербурге, где с 1873 вел революц. пропаганду. Являлся членом Сев. союза рус. рабочих. Советская историческая энциклопедия
  4. городничий — Город/ни́ч/ий. Морфемно-орфографический словарь
  5. Городничий — I Городни́чий Антон Егорович (р. около 1848, м. Костеневичи, ныне Минской области, — умер не раньше 1917), русский рабочий-революционер. Из крестьян. С 1871 работал на ряде заводов Петербурга, где с 1873 вёл революционную пропаганду. Большая советская энциклопедия
  6. Городничий — орф. Городничий, -его Орфографический словарь Лопатина
  7. городничий — ГОРОДНИЧИЙ -его; м. В России до середины 19 в.: начальник уездного города. Толковый словарь Кузнецова
  8. городничий — В России XVi-XVII вв. то же, что городовой приказчик; в 1775- 1862 гг. — глава административно-полицейской власти уездного города. Большой юридический словарь
  9. городничий — ГОРОДНИЧИЙ, его, м. В России до середины 19 в.: начальник уездного города. Толковый словарь Ожегова
  10. городничий — См. городить Толковый словарь Даля
  11. городничий — ГОРОДН’ИЧИЙ, городничего, ·муж. (·ист. ). Начальник города (до половины 19 века). Толковый словарь Ушакова
  12. городничий — 1. городничий м. 1. Должность административно-полицейского начальника уездного города город I 1. 2. Лицо, занимавшее такую должность (в Российском государстве XVIII — XIX вв.). 2. Городничий м. Литературный персонаж. Толковый словарь Ефремовой
  13. ГОРОДНИЧИЙ — ГОРОДНИЧИЙ — в России 16-17 вв. то же, что городовой приказчик; в 1775-1862 Глава административно-полицейской власти уездного города. Большой энциклопедический словарь
  14. Городничий — Один из представителей областной администрации в Московском государстве. Довольно трудно уяснить разницу между городничим и городовым приказчиком, так как в Московском государстве не было точного разграничения ведомств и должностей. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона