КАСТА

(португ. casta — род, вид, порода) — группа людей, осознающая свою общность, заключающая браки только между собою, имеющая круг традиционных занятий, а также специфич. обычаи, обряды, мифологию, расселенная чересполосно с др. такими же группами, но ограничивающая с ними общение и включенная в иерархическую систему, т. е. занимающая определенное положение на шкале социального престижа. К. возникали у многих народов на ранних этапах истории, но сохранились в развитом обществе, а в нек-рых отношениях — до сего дня, только в Индии и ряде стран, имеющих общую с Индией судьбу или подвергшихся индийскому влиянию (Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри Ланка, нек-рые о-ва Индонезии). Особая роль К. в сфере индийской цивилизации связана с тем, что К. стала одним из важнейших элементов этики индуизма. Система кастовой иерархии получила обоснование в представлениях о карме и о сансаре. Согласно индуизму, от того, как человек исполняет обязанности (дхарма, одно из значений), предписываемые его К., зависит, родится ли он в следующий раз в более высокой или в более низкой К. Т. обр., кастовый статус живущего человека представляется как заслуженный им в прежней жизни и способный быть измененным лишь в жизни последующей. Зародыш К. видят в четырех еарнах, возникших еще в др.-инд. об-ве. Появлявшиеся затем в процессе разделения труда более мелкие группы (джати), как правило, ассоциировались с одной из четырех варн или же воспринимались как находящиеся даже ниже шудр ("неприкасаемые"). Джати появились, согласно легенде, от смешанных браков родителей из разных варн. Исторически увеличение числа социальных групп и статусов с четырех до нескольких тысяч произошло с разделением труда и усложнением социальной стратификации в условиях сохранения племенного сознания. Число К. увеличивалось также за счет реальных племен, ассимилированных индуизмом и включенных в индоарийское об-во. В К. превращается любая социальная группа — профессиональная, конфессиональная, — возникающая в данном об-ве. В наст. вр. в Индии около 3К. Считается, что они отличаются друг от друга по степени ритуальной "чистоты", однако реальный статус зависит от многих факторов, в т. ч. от материального положения группы. К. включает как богатые, так и бедные семьи, но в целом сохраняется соответствие кастового и социально-экономического статуса: чем К. выше, тем ее члены в сумме богаче, грамотнее, обладают более высокими постами и т. п. К. можно разделить на высшие (брахманские, воинские, 8% населения), средние (торговые, землевладельческие, 22%), низшие (земледельческие и ремесленные, 39%), "неприкасаемые" (17%); остальное население не входит в систему К. (мусульмане, христиане и пр.). На протяжении истории было много попыток преодолеть кастовое раздробление об-ва. Одной из таких попыток было учение буддизма.

Индусские отшельники (санньяси) могли происходить из любых К. и считались вышедшими из кастовой системы. Учение бхакти также исходило из того, что любовь к богу может и должна объединять людей всех К., и т. обр. отнимало у системы К. религ, обоснование. Основатели сект бхакти (Басава, Валлабхачарья, Чайтанъя и др.) принимали в число учеников и последователей людей всех К., однако сами эти секты превратились вскоре в разновидность К. В новое и новейшее время К. подрывается процессами модернизации, и за ослабление ее влияния выступают все те, кто считает себя сторонниками прогресса. Однако антикастовую пропаганду ведут и индусские шовинисты (коммуналисты), к-рые считают институт К. отклонением от чистого индуизма. Они выступают за сплочение всех индусов в борьбе с др. конфессиональными группами за установление в Индии "индусского правления". Вступающие в Раштрия сваямсевак сангх должны публично и письменно заявить о своем выходе из К. Несмотря на все эти усилия, кастовая этика продолжает господствовать в вопросах брака, в быту, проявлять себя в экономия, и политич. жизни. В современной Индии принадлежность к К. не фиксируется в переписях населения, официально не принимается во внимание при приеме на работу и учебу, дискриминация по мотивам кастовой принадлежности, так же как религиозной и этнической, запрещена и карается как уголовное преступление. Однако фиксируется принадлежность к наиболее угнетенным, бывшим неприкасаемым К., к-рые занесены в особый список. Для "списочных" К. резервируются места в государств, учреждениях, учебных заведениях, законодательных органах и органах местного самоуправления с целью способствовать поднятию их материального и культурного уровня. В нек-рых штатах Индии резервируют места также для низших и средних К. Религиозность и низкий жизненный уровень большинства индийского населения способствуют закреплению кастового мировоззрения (социальной пассивности, фаталистического отношения к жизни). Рост самосознания К. приводит к обострению межкастовых конфликтов, в к-рых иногда выражаются классовые противоречия.

Л. Алаев

Источник: Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. каста — I. КАСТА I ы, ж. caste f.<�порт. casta род, поколение. 1. Род или колено, на которое разделены восточной Индии идолопоклонники. Каста браминов, банианов, дворян. Ян. 1804. Словарь галлицизмов русского языка
  2. каста — -ы, ж. 1. В Индии и некоторых других странах Востока: замкнутая общественная группа, связанная происхождением, единством наследственной профессии и правовым положением своих членов. Каста браминов. 2. перен. Малый академический словарь
  3. КАСТА — КАСТА (от португ. casta — род, поколение) — англ. caste; нем. Kaste. 1. Обособленная обществ, группа, члены к-рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). Социологический словарь
  4. каста — Ка́ст/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. каста — орф. каста, -ы Орфографический словарь Лопатина
  6. каста — см. >> общество, сословие Словарь синонимов Абрамова
  7. каста — Заимств. в конце XVIII в. из нем. яз., где Kaste < франц. caste, восходящего к португал. casta «порода, происхождение» < «чистая раса», субстантивации прил. casta «чистая». Этимологический словарь Шанского
  8. каста — КАСТА -ы; ж. [от португ. casta — род, поколение] 1. В Индии и некоторых других странах Востока: замкнутая общественная группа, связанная происхождением, единством наследственной профессии и правовым положением своих членов. К. браминов. Толковый словарь Кузнецова
  9. каста — Касты, ж. [португ. casta от латин. castus – чистый] (книжн.). 1. В Индии и других странах Востока – общественная группа, строго обособленная происхождением, профессией и привилегиями своих членов. Каста браминов. 2. перен. Большой словарь иностранных слов
  10. каста — К’АСТА, касты, ·жен. (·португ. casta от ·лат. castus — чистый) (·книж. ). 1. В Индии и других странах Востока — общественная группа, строго обособленная происхождением, профессией и привилегиями своих членов. Каста браминов. 2. перен. Толковый словарь Ушакова
  11. каста — КАСТА ж. род народного сословия, состояния; употреб. о народах, которых сословия, по вере своей, отделяются одно от другого, напр. об индийцах. Кастовый, сословный, относящ. к касте. Толковый словарь Даля
  12. каста — каста I ж. Строго обособленная общественная группа людей в Индии и некоторых других странах Востока, связанных происхождением, родом занятий, правовым положением и т.п. II... Толковый словарь Ефремовой
  13. каста — ка́ста Через нем. Kaste или франц. саstе от порт. саstа "порода, происхождение", первонач. "чистая порода", которое в свою очередь происходит из лат. castus "чистый". Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. Каста — (от португальского casta, выражающего понятие санскр. термина jâtè = рождение, род, сословие) — общеупотребительное у всех европейских народов название многочисленных подразделений (сословий, даже племен или рас)... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. КАСТА — КАСТА (португ. casta — род, поколение, происхождение) — эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии, связанная с. традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. Новейший философский словарь
  16. каста — КАСТА, ы, ж. 1. В странах Востока: обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов, иногда также и религиозной общностью. К. брахманов. Толковый словарь Ожегова