Узы

Северо-кавказский народ, появившийся в истории вскоре после Р. Хр. Первоначально их имя по-гречески писалось, как Уди, Удины, Ути, а произносилось — Удзи, Удзины, Утси. Вместе с тем, звонкие Д и Т у Греков часто переходили в 3 и С, что не раз наблюдается и в именах Боспорских надписей: Бендис-Бензис, Фадинамос-Фазинамос, Гдовс-Гзовс (Корпус Боспорских надписей, М.-Л. 1965, с. 386, 808). У Прокопия Кесарийского имя Тзаны иногда пишется как Саны. По этой же причине кавказское племенное имя Адыге у Греков обратилось в Зиги и Зихи, а Удзы у Константина Багрянородного приобрели начертание ", как общее наименование не только для самих Удзов, но и для других племен скифского корня. Вначале У. проживали в районе Терека и Кумы; после нашествия Гуннов (375 г.) они были принуждены уйти за Волгу, одновременно с Торетами и Сираками. Их совместное пребывание там и родственные связи подтверждаются погребениями. Предметы их материальной культуры указывают на их основную связь с Сев. Кавказом. В конце девятого века они вышли из-за Волги к Дону. Константин Багрянородный рассказывает, что они изгнали Печенегов с их земли и заняли ее сами. Печенеги перекочевали на южные берега Днепра. В 948 г. У. проживали на полпути от них к Мордве и на том же расстоянии от Печенегов, как и Хазары (пять дней пути). Следовательно, не дальше, чем в степях северной части Дона (Об Управлении Империей, гл. 37). Очевидно по той же причине, что они проживали на прежней земле Печенегов, которых много, по собственному желанию осталось среди Узов (об этом — там же), персидская география того времени, Гудуд ал Алэм называет их всех Казарскими Бачанаками. В XI веке, под давлением Кыпчаков-Половцев У. перекочевали ближе к Днепровским Славянам. Там их узнали, как Торков-Берендеев и включили в общее прозвище Черных Клобуков или Черкасов. В русской науке принято считать Узов частью Туркмен-Огузов и даже родственниками Турок-Сельджуков, но такое мнение не находит подтверждения ни в их имени, ни в данных археологии. Когда возник вопрос о погребальном обряде Торков, его ошибочно отнесли к типу огузских погребений и с тех пор сов. археологи углубляют эту ошибку, хотя должны знать, что северо-кавказцы, а в том числе и -Торки, хоронили своих покойников не так, как Огузы. Ибн Фадлан, автор 922 г., описывает огузское погребение совсем не схоже с торческим (см. Торчвские погребения). В могиле у Узов-Торков покойник лежит в подбое (подкопе), а конь (всегда один) положен с левой стороны от него несколько выше на земляной приступке. По описанию же Ибн Федлана покойника в могиле сажали, накрывали ее настилом, на котором воздвигали "нечто вроде купола из глины". Только после этого, как он говорит, "возьмут его лошадей и в зависимости от их численности убьют из них сто голов, или двести голов, или одну голову и съедят их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста. И, право же, они растягивают это на деревянных сооружениях" (А.П. Ковалевский. Книга Ахмеда Ибн Фадлана. Харьков, 1956). Точно также переводит это описание и Бартольд: "Покойника сажали в одежде и вооружении в глубокую могилу, устроенную на подобие жилища", "могилу засыпали и воздвигали над ней глиняный свод. В память покойника резали от 100 до 200 голов скота; черепа, кожу и хвосты вешали на деревьях" (В.В. Бартольд, Сочинения, Москва, 1963, т. II, ч. 1, с. 565). Имя Огузов сов. ученые совершенно произвольно сокращают в У. История Огузов хорошо известна по древним источникам. Рашид ад Дин, Махмуд Кашгарский и Абу-л-Гази дают полные списки их двадцати четырех племен. Среди них Узов и Торков нет. Старинные русские историки называют Узов именем Уци. Также называет их Готлиб Байер в немецкой истории Азова. У Татищева — Узийцы или Усы.

Источник: Исторический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. узы — уз, мн. 1. устар. Цепи, оковы, путы. [Пленник] высвободил руку, вынул ножичек из кармана, перерезал свои узы. Пушкин, Джон Теннер. 2. перен.; чего или какие. То, что стесняет, обременяет, ограничивает свободу действий. Малый академический словарь
  2. узы — Путы, оковы. Краткий церковнославянский словарь
  3. узы — орф. узы, уз (оковы, путы; тесные связи) Орфографический словарь Лопатина
  4. узы — У́з/ы. Морфемно-орфографический словарь
  5. узы — • крепкие ~ • неразрывные ~ • нерасторжимые ~ Словарь русской идиоматики
  6. Узы — Узы см. Цепь, цепочка, оковы, узы. Библейская энциклопедия Брокгауза
  7. узы — см. >> бремя, оковы, сети, союз Налагать узы Словарь синонимов Абрамова
  8. узы — (иноск.) — нравственно связывающее (намек на узы — оковы узника) Ср. Пожертвуй собой священным узам дружбы!... И я пожертвовал. Салтыков. Губернские очерки. 7. Горехвастов. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  9. узы — Общеслав. форма мн. ч. от уза < *ǫza, того же корня, что вязать, узел. Этимологический словарь Шанского
  10. узы — УЗЫ уз; мн. 1. Устар. Цепи, оковы, путы. Носить у. 2. чего или с опр. Книжн. То, что стесняет, обременяет, ограничивает свободу действий. У. рабства. У. финансовых обязательств. Порвать у. семейного быта. 3. Книжн. Толковый словарь Кузнецова
  11. узы — УЗЫ, уз. 1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.). 2. перен. То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у. Толковый словарь Ожегова
  12. узы — ’УЗЫ, уз, ед. нет. 1. Цепи, оковы (·старин. ). 2. перен. То, что связывает, создает стеснение, гнет (·книж. ). Борьба за освобождение от империалистических уз. | То, что соединяет, создает внутреннее единение, связь (·книж. ). «Мы чужды низких уз. Толковый словарь Ушакова
  13. узы — Восходит к той же основе, что и вязать, узел. Этимологический словарь Крылова
  14. узы — узы I узы мн. устар. 1. Цепи, оковы. 2. перен. То, что стесняет, связывает. II узы мн. 1. То, что создает внутреннее единение. 2. Брак, супружество. III узы предик. Произнесение команды — отданной собаке и соответствующей по значению сл.: бери! лови!... Толковый словарь Ефремовой