Шан

Китайская императорская династия, правившая в 1766-1122 гг. до Р. Х. Династия (или Инь, как ее принято именовать в позднейшей китайской историографии) считается первой исторической династией Китая, существование которой подтверждено современными ей материальными и письменными источниками. Свое происхождение род вел от Сюань-сяо — сына легендарного Хуан-ди. По свидетельству Сыма Цяня, один из его потомков, Се, в правление Юя, первого императора династии Ся, получил во владение область на левом берегу Хуанхэ. Наследником Се в тринадцатом поколении был Тан (или Чэн-тан), родоначальник династии . Столицей княжества в то время был город Бо. Современник Тана сяский император Цзе-гуй правил с большой жестокостью и погряз в распутстве. Тан выступил против него и в Минь-тао разгромил армию Ся. Цзе-гуй бежал и вскоре умер, а все владетельные князья покорились новому императору. Наследники Тана в большинстве своем известны нам только по их именам. Сыма Цянь пишет, что со времен императора Чжун-дина (XVI в. до Р. Х.) нарушилось законное наследование, и трон стал передаваться не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему. Это послужило причиной смут и ослабления центральной власти. Владетельные князья перестали тогда являться ко двору и правили в своих землях как независимые государи. Так продолжалось в течение трех веков. Несколько поправилось положение только при императоре У-дине. Взойдя на престол, он задумал возродить былое величие , но не мог найти себе достойных помощников. Тогда У-дин принял обет молчания и три года не говорил ни слова. Все дела в государстве решал его главный министр, поскольку император лишь наблюдал за нравами подданных. В конце концов Небо снизошло к его мольбам, и однажды ночью У-дин во сне увидел лик мудреца, которого звали Юэ. Проснувшись, император велел повсюду разыскивать этого человека. После многих поисков чиновники нашли сходного обликом колодника, работавшего на строительстве в провинции Фусяни, и привели его к императору. Переговорив с ним и убедившись, что Юэ действительно мудрый человек, У-дин сделал его своим первым советником. С тех пор ское государство стало хорошо управляться, и империя вновь расцвела. Впрочем, этот подъем продолжался не более столетия. Правнук У-дина, император У-и, был, по словам Сыма Цяня, лишен всяких добродетелей. Он приказал сделать фигурку человека, которую называл "духом Неба", и играл с ней в азартные игры (кости за "духа" должны были бросать придворные). Когда противник проигрывал, император поносил и оскорблял его. Он приказал также сделать кожаные торбы, наполнил их кровью и стрелял по ним, называя это "стрельбой по Небу". В конце концов святотатца постигла заслуженная кара — во время охоты он был убит молнией. При его преемниках государство пришло в еще больший упадок и в 1122 г. до Р. Х. было завоевано царством Чжоу.

Источник: Исторический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Шан — I (Shahn) Бен (Бенджамин) (12. 9. 1898, Каунас, — 14.3.1969, Нью-Йорк), американский живописец и график. С 1906 жил в США, учился в Нью-Йорке, в Национальной академии рисунка. Большая советская энциклопедия
  2. ШАН — То же, что Инь. Советская историческая энциклопедия
  3. шан — ШАН * champs. 1. В геральдике. В щите ( écu) должно различать 1) его поле (champs) , 2 ) краски (les emaux ) и 3) изображения (les figures). 1855. Лакиер 29. 2. Поле. Словарь галлицизмов русского языка
  4. ШАН — ШАН — см. Инь. ШАН (Shahn) Бен (1898-1969) — американский живописец и график. Испытал влияние Р. Дюфи и Ж. Руо. С 1933 — ассистент Д. Риверы. С кон.1940-х гг. обращается к станковой живописи и плакату на социальные и политические темы. Большой энциклопедический словарь