Пророк

Глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк-не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (ср. Исх 7.1-2). Священное Писание пророком называет и Авраама (Быт 20.7), который вовсе не высказывался, но верил Богу, и Моисея, который возвестил народу весь закон, устройство скинии и порядок богослужения, открытые ему Богом.В Писании упомянуты по именам следующие пророки:Аарон (Исх 7.1),Аввакум (Авв 1.1),Авдий (не назван пророком),Авраам (Быт 20.7),Агав (Деян 21.10),Агей (Езд 5.1; Агг 1.1),Адда (2Пар 12.15; 13.22),Азария (2Пар 15.1) (не назван пророком),Амос (Ам 7.14) («не пророк и не сын пророка»),Ананий (2Пар 16.7) (прозорливец),Анания (Иер 28.1) (лжепророк),Асаф (2Пар 29.30) (прозорливец),Ахав (Иер 29.21) (лжепророк),Ахия (3Ц 11.29),Валаам (2Пет 2.15-16) (лжепророк),Вариисус (Деян 13.6) (лжепророк),Варнава (Деян 13.1) (пророк и учитель),Гад (1Ц 22.5),Давид (не назван пророком),Даниил (Мф 24.15),Елдад (Чис 11.26) (не назван пророком),Елиезер (2Пар 20.37) (не назван пророком),Елисей (4Ц 6.12),Еман (1Пар 25.5) (прозорливец),Енох (Иуд 14) (не назван пророком),Захария (Езд 5.1),Идифун (2Пар 35.15) (прозорливец),Иезекииль (священник-Иез 1.3),Иеремия (Иер 28.5; Мф 2.17) (из священников-Иер 1.1),Ииуй (2Пар 19.2) или Иуй (3Ц 16.12),Илия (3Ц 18.36),Иоанн (Лк 7.28),Иозиил (2Пар 20.14) (левит, пророком не назван),Иоиль (2Пар 9.29) (прозорливец),Иоиль (Деян 2.16),Иона (4Ц 14.25; Мф 12.39),Исаия (4Ц 20.1; Мф 3.3),Иуда (Деян 15.32),Луций (Деян 13.1) (пророк и учитель),Малахия (пророком не назван),Манаил (Деян 13.1) (пророк и учитель),Михей (3Ц 22.7,8,19) (пророком не назван),Михей (Иер 26.18; Мих 1.1) (пророком не назван),Модад (Чис 11.26) (пророком не назван),Моисей (Вт 18.15; 34.10),Наум (пророком не назван),Нафан (2Ц 7.2),Одед (2Пар 28.9),Осия (пророком не назван),Савл (Деян 13.1) (пророк и учитель),Самей (2Пар 12.5),Самуил (1Ц 3.20; Деян 13.20),Саул (1Ц 10.11) («во пророках», см. пророчествовать),Седекия (Иер 29.21) (лжепророк),Сила (Деян 15.32),Симеон (Деян 13.1) (пророк и учитель),Софония (пророком не назван),Урия (Иер 26.20) (пророком не назван),Хозай (2Пар 33.19) (пророком не назван),Шемаия (Иер 29.31-32) (лжепророк).Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:пророк (Чис 12.6) (Суд 6.8) (2Пар 25.15),один пророк (3Ц 13.11) (3Ц 20.13) (3Ц 20.25,38,41),два пророка (От 16.3,10),пророки (4Ц 23.2),некоторые пророки (Деян 13.1),прочие пророки (Неем 6.14) (лжепророки),человек Божий (1Ц 2.27) (3Ц 13.1) (3Ц 20.28) (2Пар 25.7),сыны пророков (3Ц 20.35; 4Ц 2.3,5),50 сынов пророческих (4Ц 2.7),100 пророков (3Ц 18.13),400 пророков (2Пар 18.5) (лжепророки),сонм пророков (1Ц 10.5),весь израильский народ (патриархи) (1Пар 16.22).ами также названы в 3Ц 18.19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь (4Ц 17.13). Бог в древности всегда говорил через пророков (Евр 1.1), но их пророчества всегда имели как бы два плана-ближайший и отдаленный. И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии (Ин 5.39; От 19.10) и наиболее ясно-самые великие пророки еврейского народа (Пс 21.2,17-19; Ис 9; 53; Иер 23.5-6; 31.31-34; Иез 34.23-24; Дан 9.25).В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шест­надцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» (Мф 22.40; Рим 3.21), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества-до Иоанна (Мф 11.13), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.и, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе (1Ц 19.20), в Вефиле (4Ц 2.3), в Иерихоне (4Ц 2.5), в Галгале (4Ц 4.38) и в других местах (4Ц 6.1-2), ученики которых назывались сынами пророческими (4Ц 4.1).Ныне Бог говорит в Сыне Своем (Евр 1.2), который назван ом из Назарета (Мф 21.11) и ом, Которому должно придти в мир (Ин 6.14; Деян 3.22-24). Его ближайшие ученики названы также пророками (1Фес 2.15; От 22.9). (См. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий)

Источник: Исторический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. пророк — -а, м. 1. По воззрениям различных религий — провозвестник и истолкователь воли бога. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: — Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Малый академический словарь
  2. ПРОРОК — ПРОРОК — англ. prophet; нем. Weissager/Prophet. 1. Прорицатель, говорящий от имени Бога и предсказывающий будущее, вдохновленный божеством. 2. Харизматический лидер. Социологический словарь
  3. пророк — Проро́к/. Морфемно-орфографический словарь
  4. пророк — орф. пророк, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. пророк — • великий ~ Словарь русской идиоматики
  6. Пророк — I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Греч. слово профетес, к-рым в НЗ передается понятие пророк», означает «глашатай», «вещатель», причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. яз. словом нави (возм. Библейская энциклопедия Брокгауза
  7. Пророк — Под словом «пророк» вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица возвещающие людям слово назидания. увещания и утешения, по особому внушению Св. Духа (I Кор. 14:3). Пророки, о трудах и изречениях которых мы знаем из Свящ. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  8. пророк — см. >> предсказатель Словарь синонимов Абрамова
  9. пророк — Прор’ок — глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк — не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (·срн. Исх.7:1 -2). Священное Писание пророком называет и Авраама (Быт. Библейский словарь Вихлянцева
  10. пророк — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) кого? пророка, кому? пророку, (вижу) кого? пророка, кем? пророком, о ком? о пророке; мн. кто? пророки, (нет) кого? пророков, кому? пророкам, (вижу) кого? пророков, кем? пророками, о ком? о пророках; сущ. Толковый словарь Дмитриева
  11. пророк — Заимств. из ст.-сл. яз. Словоооразбват. калька греч. prophētēs. Пророк буквально — «говорящий будущее». См. речь. Этимологический словарь Шанского
  12. пророк — • Вещий (Розенгейм). Словарь литературных эпитетов
  13. пророк — ПРОРОК, а, м. 1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории прошедшее, настоящее и будущее. Книги пророков (излагаемые в Библии). П. Илья. П. Иоанн Предтеча (торжественно провозгласивший пришествие Иисуса Христа). 2. перен. Толковый словарь Ожегова
  14. пророк — ПРОР’ОК, пророка, ·муж. 1. По воззрениям различных религий — провозвестник и истолкователь воли богов, божества (·книж. ). Ветхозаветные пророки. «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока. Толковый словарь Ушакова
  15. пророк — ПРОРОК -а; м. 1. По воззрениям различных религий: провозвестник и истолкователь воли Бога. Ветхозаветные пророки. // В христианстве: ветхозаветный святой, предрекавший приход Христа. 2. Предсказатель будущего. Толковый словарь Кузнецова
  16. пророк — Это заимствованное из старославянского языка слово является калькой с греческого prophetes и состоит из префикса про в значении "заранее, перед" и рок – "тот, кто изрекает". К этой же основе восходит и существительное речь. Этимологический словарь Крылова
  17. пророк — ПРОРОК и пр. см. прорекать. Толковый словарь Даля
  18. пророк — проро́к род. п. -а, др.-русск., ст.-слав. пророкъ προφήτης (Супр.). Калька греч. προφήτης (Сандфельд, Thomsen-Festschr. 168). От про- и реку́. Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. пророк — пророк м. 1. Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий). || перен. Тот, кто имеет непререкаемый авторитет в чём-либо. 2. Предсказатель будущего. Толковый словарь Ефремовой
  20. Пророк — Библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божией — как в Ветхом, так и в Новом Завете. Еврейское название пророка нави означает "провозвестника, объявляющего чью-либо волю", а перев. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона