Ордера Архитектурные

В сер. I тыс. до н.э. на смену монументальным сооружениям эпохи энеолита и бронзы приходит античная ордерная система — одна из величайших вершин развития архитектуры. В Древней Греции сложились 3 главных архитектурных стиля, или О. а., — дорический, ионический и коринфский. В принципе ордерная система — это та же балочно-стоечная конструкция, которая- лежала в основе древнего жилища и дольмена, но более сложная, усовершенствованная и четко разработанная. При дорическом ордере массивный ствол колонн с вертикальными ложбинками — каннелюрами вырастает прямо из каменного пола — стилобата, вверху колонна завершается круглой подушкой — эхином, поддерживающей более широкую квадратную плиту — абаку. Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны. На капителях лежит поперечное крепление — антаблемент. Он состоит из балки — архитрава, горизонтально лежащей на капителях колонны, фриза, расположенного над архитравом и расчлененного на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости — метопы с рельефными изваяниями, и карниза. Выше антаблемента фронтон — — треугольник, образующийся при двускатном покрытии на торцах здания. На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры. Ионический стиль — более изящный. Если дорические храмы сравнивают с мужской фигурой, то ионические — с грациозной женской. Колонна здесь вырастает из базы и завершается капителью с волютами (закруглениями в виде спирали). В коринфском ордере в сравнении с дорическим колонны более стройные и изящные. Видимо, к этому времени др.-греч. архитекторы научились уже более точно рассчитывать их соотношение с антаблементом и не боялись поставить верх здания на более тонкие колонны. Капитель колонны стала похожа на корзину из листьев. Образцы ионического стиля в сравнении с ними казались уже скромными. Роль колонны в др.-греч. архитектуре была большой и многообразной. Радиус колонны служил модулем, т.е. единицей измерения ордера, его внутренней мерой. Величина модуля менялась. Колонны опоясывали целлу (святилище, в центре которого помещалась статуя божества), определяя весь внешний облик храма. Выстраиваясь вокруг городской площади (агоры) или у театра под открытым небом, колонны и их перекрытия образовывали портики, служившие убежищем от дождя и зноя. В их тени обосновывались лавочники и менялы. Портики нередко возвышались и перед частными домами. Римляне ввели сложный, или композитный, ордер, представляющий соединение коринфского с ионическим, и тосканский, сходный с дорическим. Вся европейская архитектура вплоть до новейшего времени пользовалась ордерами, выработанными в Греции и Риме. На территории нашей страны можно встретить как сооружения античного времени в стиле этих ордеров, так и с позднейшими вариациями в архитектуре XVII-XIX вв. Маркиз де Кюстрин писал о том, что в 30-х г. XIX в. "классическая колонна — клеймо, отличающее в России все общественные здания". Это клеймо возродилось и в 30-50-х г. в СССР. Античные О. а. широко применялись при строительстве общественных зданий. В каждом городе и крупном поселке можно встретить кинотеатры или клубы, построенные в стиле О. а., с колоннами, антаблементом и фронтоном.

Источник: Исторический словарь на Gufo.me