Кирилл

Монашеское имя Просветителя Славян (827- 869); в миру его называли Константин Философ. Был родом из города Суха близ Салоник в Византии, окончил высшую школу в Константинополе и некоторое время оставался при вей профессором философии; потом решил посвятить себя деятельной проповеди христианства, принял монашество и вместе с младшим братом Мефодием ушел а монастырь на Битинском Олимпе. Около 860 г. Византийский император Михаил III поручил братьям составить славянскую азбуку и перевести на славянский язык богослужебные книги. По биографическим данным. тотчас же отправился в Казарию и проповедуя там христианство изучал местные славянские диалекты. Надо думать, что на Дону и на Сев. Кавказе он искал и нашел первоисточник древней речи Славян, узнал много слов, пригодившихся ему потом при переводах. Очевидно, в результате про­поведи этого посланника Византии, среди Приазовских Казаровцев окончательно восторжествовала Новая Bepa. По его ходатайству, хакан разрешил восстановить в Земле Касак на Тамани епископскую кафедру. Чешский профессор Францишек Прикрыл сообщает в биографии братьев а и Мефодия, что в архивах монастыря Хыландар на горе Афонской была обнаружена древняя хроника, по словам которой они оба посетили "Землю Донских Казаков". Путешествуя мимо Азовского моря, братья пришли к Казарскому Белгороду и Харькову, где в то время сосредотачивалась жизнь Казаков. Не мо­жет быть сомнении, что Казарский Белгород хроники — Белая Вежа (Саркел) на Дону. а Харьков — ничто иное, как река Харакул, о которой Константин Багрянородный сказал, что она впадает с востока в Меотийское озеро (Азовское море) и изобилует осетрами (Об управлении империей, 42, 88). Старинный историк Татищев, убежденный, что среди Казар пребывало множество Славян, замечает в "Истории Российской": "В житии а Селунского, как римских, так и в наших, написано, что первое козар Вере Христовой учил и для них буквы (а Нестор сказует в Моравии) сложил и потом моравом и болгаром сообсчены". Русские летописи не вспоминают посещения Козаров, но признают, что "иде оучить Болгарскoгo языка" уже из Моравии после того, как часть кнниг была переведена на славянский язык. Составив азбуку, братья использовали ее для переводов богослужебных книг на язык, который почему то считается древне-болгарским, но с большим правом может считаться древне-казачьим языком Приазовских Славян. Не даром в живой речи на Дону, а особенно у Некрасовцев, еще и теперь сохраняется изобилие церковно-славянизмов.

Источник: Исторический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Кирилл — орф. Кирилл, муж. имя (Кириллович, Кирилловна) Орфографический словарь Лопатина
  2. Кирилл — А, муж.; разг. Кирила, -ы и Кирилла, -ы. Отч.: Кириллович, Кирилловна; разг. Кириллыч. Производные: Кирилка; Киря (Кира); Кирюха (Кируха); Кирюша; Кирюня (Кируня); Кируся; Киряха; Киряша. Происхождение: (Предположительно от греч. Словарь личных имен
  3. Кирилл — Кири́лл м., собств., ст.-слав. Кѵриллъ из греч. Κύριλλος. Отсюда кири́ллица – название изобретенного Кириллом (глаголического) алфавита (ср. др.-русск. куриловица, Упырь Лихой, 1047 г.), перенесенное на более поздний алфавит, называемый сейчас кириллицей; ср. Щепкин, Палеогр. 15. Этимологический словарь Макса Фасмера
  4. Кирилл — Кирилл св., проповедник XII в., еп. Туровский. {Венгеров} ♦ Кирилл митрополит киевский, † 1233. {Венгеров} ♦ Кирилл препод., дух. писат., игумен Белозерск. мон., † 9 июня 1427. {Венгеров} ♦ Кирилл миссионер, игумен, основат. Астраханского Троицкого мон. Большая биографическая энциклопедия