Иоаким

(1620 — 1690) — девятый и предпоследний патриарх всероссийский, из рода можайских дворян Савеловых, в 1655 г. оставил военную службу и принял монашество, в 1664 г. сделан архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу . В 1672 г. поставлен был в митрополита новгородского. Он ввел в своей епархии определенную, однообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам. 26 июля 1674 г. возведен был на патриарший престол. В 1675 г. он созвал в Москве собор, которым постановлено было: чтобы епархиальные архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лишь духовного чина ни в чем не судили и ничем не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из архиерейских приказов только "на не послушников и непокорников". О неподсудности лиц духовного сана гражданским властям , в 1686 г., исходатайствовал и царскую грамоту. Собором 1675 г. отменен был обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей, тех лиц духовного сана, которые не принадлежали к патриаршей области; уничтожен был и тот источник архиерейских пререканий и своеволий, который состоял в том, что некоторые церковные вотчины были подвластны не тем архиереям, в епархиях которых они находились, а другим. Наконец, в 1687 г. установил общую для всех епархий норму церковных даней пошлин. На соборе 1675 г. рассмотрен был также чиновник (служебник) архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства. Собор 1681 г. признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской власти с усиливавшимся расколом, просил царя подтвердить постановления собора 1667 г. об отсылке упорствующих раскольников к градскому суду, постановил отбирать старопечатные книги взамен их выдавать исправленные, установил надзор за продажей тетрадей, которые, под видом выписок из Священного Писания, содержали в себе хулы на книги церковные. Вообще заботился о том, чтобы постановления против раскольников не оставались мертвой буквой: в этих именно видах умножено было число архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления раскольников "молением и учением". рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьх сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против раскола, каковы: "Извещение о чуде" (М., 1677), "О сложении трех перстов" (М., 1677), "Поучение ко всем православным христианам" (М., 1682), слово благодарственное "Об избавлении церкви от отступников" (М., 1683), "Слово против Никиты Пустосвята" (М., 1684, 1721, 1753), у приписывается еще "Увет Духовный" (М., 1682, 1753 и 1791) — обширный труд, который написан по поводу бунта 1682 г., в ответ на поданную тогда челобитную, и поныне признается одним из лучших сочинений против раскола. Едва ли впрочем, он действительно принадлежит перу а, хотя и напечатан от его имени. Все сочинение написано было в 50 дней — срок, слишком короткий для патриарха, обремененного многосложными административными делами. В авторе "Увета" виден глубокий знаток раскола и хороший полемист, тогда как не был ни тем, ни другим; во время прений раскольников с православными в Грановитой палате 5 июля 1682 г. главным действующим лицом со стороны православных был не , а Афанасий , архиепископ холмогорский (С. Белокуров ; в статье, напечатанной в "Христианском Чтении" 1886 г., № 7 — 8, доказывает, что "Увет" составлен Афанасием, при ближайшем участии Кариона Истомина ). "Увет" состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг. При е начались в Москве волнения из-за вопроса о времени Пресуществления св. даров в таинстве евхаристии — волнения, получившие особое значение вследствие того обстоятельства, что тогда же появились в Москве иезуиты. Симеон Полоцкий и особенно ученик его Сильвестр Медведев придерживались католического учения по этому вопросу; к ним примыкали многие лица из духовенства, влиятельные бояре и даже некоторые иерархи. предпринял опровержение учения "папежников", обратясь к восточным патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. иерусалимский патриарх прислал, между прочим, "Провославное исповедание" Петра Могилы , которое до тех пор было неизвестно в Москве. В споре приняли участие и братья Лихуды (см.), выписанные в Москву для занятий в академии, преобразованной из греческого училища, отрытого патриархом ом и царем Федором Алексеевичем в 1679 г. После мятежа 1689 г. и осуждения Медведева, который, опираясь на Шакловитого , замышлял убийство а, патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов и в 1690 г. собрал на собор архиереев и все московское духовенство которым торжественно осуждено было учения "папежников". В опровержение этого учения также собирался издать сборник "Остень" (см. Евфимий ), но смерть патриарха, 17 марта 1690 г., помешала этому предприятию. В завещании а содержится завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам. При е, в 1687 г., киевская митрополия, с согласия восточных патриархов, подчинена была московскому патриарху; при нем же были изданы, после предварительного просмотра и исправления, богослужебные книги: Шестоднев (1678), Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был при е и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан. Ср. житие а, изданное Обществом любителей древней письменности (1880); ст. Гаврилова в "Страннике" (1873, № 1 — 3 и 6 — 9); П. Смирнов " патриарх Московский" (М., 1881 — из "Чтений в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1879 — 1881 гг); Г. Воробьев "О московском соборе 1681 — 1682" (СПб., 1885); Г. Миркович "О времени пресуществления св. Даров" (Вильно, 1886); Барсуков "Всероссийский патриарх Савелов" (СПб., 1890) и ст. Белокурова ("Христианские Чтения", 1885, 11 — 12).

Источник: Исторический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Иоаким — (в миру Иван Петрович Савёлов) (1620, Москва — 1690, там же), патриарх Московский и Всея Руси. Из дворян. В 1655, потеряв семью во время московского мора, постригся в монашество в Межигорском Преображенском монастыре (под Киевом). Москва. Энциклопедический справочник
  2. Иоаким — Иоаким (евр. Йехояким, «Яхве возвеличит»): 1) второй сын царя Иосии. После смерти Иосии (к-рый погиб в 609 г. до Р. Х. в битве при Мегиддо), народ избрал царем его сына Иоахаза, к-рый был моложе своего брата Елиакима. Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. Иоаким — (Бог восставляет) — имя следующих лиц упоминаемых в Библии, именно: 4 Цар 23:34-36 и др. — старший сын Иосии. брат и преемник Иохаза царя иудейского. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  4. Иоаким — Иоак’им (Иегова устанавливает) — а) (4Цар.23:34 -36; 4Цар.24:1 ,5,6; 1Пар.3:15 ; 2Пар.36:4 ,5,8; Иер.1:3 ; Иер.22:18 ; Иер.24:1 ; Иер.25:1 ; Иер.26:1 ,21-23; Иер.27:1 ; Иер.35:1 ; Иер.36:1 ,8,9,28-30,32; Иер.37:1 ; Иер.45:1 ; Иер.46:2 ; Иер.52:2 ; Дан. Библейский словарь Вихлянцева
  5. Иоаким — А, муж. Стар. форма имени (см. Иаким). Отч.: Иоакимович, Иоакимовна. Словарь личных имен
  6. Иоаким — Иоаким р. ок. 1651 в Суздале, архиеп. ростовск., † 25 дек. 1741. {Венгеров} ♦ Иоаким игумен Афонского мон., авт. "Сказания о св. горе Афонстей" (напис. после 1560). {Венгеров} ♦ Иоаким авт. брош. "Что сделал сатана в допотопные времена" (М., 1887). Большая биографическая энциклопедия
  7. Иоаким — Имя нескольких библейско-исторических личностей (евр. — "восстановит Бог"). Из них наиболее известны: 1) И., 18-й царь иудейский (с 609 г. до Р. Хр.), ставленник египетского фараона Нехао, которому он платил тяжелую дань. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона