Имя

В библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17.5,15; 1Пар 22.9; Иер 20.3; Деян 13.8; Флп 2.9-10; Евр 1.4; 7.2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например:- Авраам (отец множества),- Бенони (сын скорби),- Вениамин (сын счастья),- Галгал (колесо, круг),- Иаков (держащий за пяту),- Исав (волосатый),- Мессия (Помазанный),- Мицпа (наблюдение),- Моисей (спасенный из воды),- Рама (высота) и т.д.В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным-охарактеризовал их (Быт 2.20).Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например:- Гаал (непринятие, бунт),- Гедеон (срубающий), - Гоморра (потопление, погружение),- Давид (возлюбленный),- Дина (суд),- Евтих (удачливый),- Иаков (вытесняющий, выживающий),- Идифун (восхваляющий),- Исаак (он будет смеяться),- Ханаан (подвластный) и т.д.Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твое» (Быт 32.29, ср. Суд 13.17); также и мы, когда говорим «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого», имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (ср. Ин 3.18).Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие):Авимелех,аАмелсарАпарсыАсир,гАсор,вАфаримБаитБеф-МерхатБитронГагедолимГад,вГалменюхотГаммифкадГараккахимГармиГацорфийГоимГоренгаатадДагиДума,вЕмекИаревИекев-ЗивИеминийИесодИефер,гИзреель,дИосафата долинаИр-МелахИудияКедумимМанахаф,аМениМенухаМеоннимМефег-ГаамаМизгавМиллоМифоарМицпаМицфаМоре,аОвилРабсакРабсарисРегем-мелехСамгар-НевоСевинаСела-ГаммахлекофСиттим,бСоферийцыСур,бТавифаТартанФаруримФирия,аФихолХарашимаХенХозайхолм (см. также Цоан, Шафир; исключение: «венец дома Иоава»).В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт 10.4 Иаван означает Грецию; Киттим-Кипр; Фарсис-далекие страны, Испанию; в Быт 10.6 Мицраим означает Египет; Ханаан-Палестину и т.д. (ср. Иез 27.13). Также и в Быт 25.2,13-14; 1Пар 1.13-15 (ср. народы древней Палестины).Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей-род, семья, поколение (см. например, Хареф, Хашум). Так, в Неем 3 почти каждое имя-это группа (ср. ст. 18), также и в Неем 10-среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар 9.11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также Шевуил,а). В Суд 8.2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка-Авиезером (Суд 6.11), а всех остальных израильтян-Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом-весь род человеческий.Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка-например, в 3Ц 15.6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также Ахимелех,а; Екклесиаст, Иодай,а). по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лк 1.59; 2.21), но в дальнейшем могло меняться (Руф 1.20; Иер 20.3; Ин 1.42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария-Озия, Ана-Мааха, Мемфивосфей-Мериббаал, Гедеон-Иероваал и т.д. можно восстановить (Руф 4.5,10), имя можно и изгладить (Пс 9.6; От 3.5). Словом имя, поэтому, в От 11.13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков. Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис 7.14; 8.8; 9.6; Иер 23.6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мф 1.21). (См. Адонаи, Библия, Ваал,а; Мелех, сын, язык)

Источник: Исторический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИМЯ — ИМЯ (в логике) – выражение языка, обозначающее предмет (собственное или единичное имя) или множество (класс) предметов (общее имя), «Платон», «Афины» – это собственные имена, а «человек» и «растение» – имена классов. Новая философская энциклопедия
  2. имя — имени, мн. имена, имён, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое ему при рождении. Ольга Ивановна всегда звала мужа --- по фамилии; его имя Осип не нравилось ей. Чехов, Попрыгунья. Малый академический словарь
  3. Имя — Языковое выражение, служащее для обозначения определенного объекта. Объект, обозначаемый данным И., наз. денотатом. В математике широко используются И. для конкретных математических объектов, напр, е,p. Математическая энциклопедия
  4. имя — И́м/я, и́м/ен/и. Морфемно-орфографический словарь
  5. Имя — I И́мя в логике, выражение языка, обозначающее предмет (собственное, или единичное, имя) или множество (класс) предметов (общее имя); при этом предмет понимается в широком смысле — как всё, что мы можем назвать. Большая советская энциклопедия
  6. имя — орф. имя, имени, тв. именем, мн. имена, имён, именам Орфографический словарь Лопатина
  7. имя — Старославянское – имя. Слово образовалось от общего индоевропейского корня, однако остается неясным, каким образом оно попало в русский язык. В древнерусском языке появилось в употреблении с XI в., будучи заимствованным из старославянского. Этимологический словарь Семёнова
  8. имя — 1. (грам.) Одна из основных частей речи, наряду с глаголом. Имена обозначают предметы и их постоянные признаки. В связи с этим они делятся на: 1) существительные 2) прилагательные. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  9. имя — Во имя кого-чего (книжн.) — в честь, ради кого- чего-н. ► Во имя нашей дружбы сделайте это. От имени кого (офиц.) — по поручению кого-н., ссылаясь на кого-н., на чей- н. авторитет, на чьи- н. распоряжения, как основание каких- н. действий. Фразеологический словарь Волковой
  10. имя — • крупное ~ Словарь русской идиоматики
  11. имя — 1) Общее название существительных, прилагательных и числительных, объединенных грамматической категорией падежа и тем самым противопоставляемых как знаменательные части речи глаголу и наречию (местоимение... Словарь лингвистических терминов Розенталя
  12. Имя — В глубокой древности Израильтяне именем новорожденному выражали мысль о замечательных обстоятельствах, окружавших появление на свет младенца, или мысль об особенных телесных его свойствах... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  13. Имя — ИМЯ — постоянное название, присвоенное человеку, животному, иногда вещи, — служащее для их отличия от других, подобных им существ или вещей. Словарь литературных терминов
  14. имя — Название, прозвание, прозвище, отчество, фамилия, псевдоним; кличка, наименование, термин, титул, фирма; звание, эпитет Названия (предметов), терминология, номенклатура см. >> репутация, слава см. также -> громкое имя, давать имя, носить имя, побираться христовым именем, человек с именем Словарь синонимов Абрамова
  15. Имя — • Nomen. I. У греков не было родовых И. или фамилий. Новорожденному дитяте давалось И. по выбору родителей, что делалось обыкновенно на 5, 7 или 10 день (см. Ἀμφιδρόμια, Амфидромия). По древнему обычаю, сыну, особенно старшему, давалось... Словарь классических древностей
  16. имя — ’имя — в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт.17:5 ,15; 1Пар.22:9 ; Иер.20:3 ; Деян.13:8 ; Фил.2:9 -10; Евр.1:4 ; Евр.7:2). Библейский словарь Вихлянцева
  17. имя — (иноск.) — известность Имя приобрести (иноск.) — получить известность Человек с именем, т.е. именитый (прославивший имя свое достоинствами, приобретший громкое имя) Ср. Редакции журналов выпускают утолщенные и украшенные именами книжки. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  18. имя — сущ., с., употр. очень часто (нет) чего? имени, чему? имени, (вижу) что? имя, чем? именем, о чём? об имени; мн. что? имена, (нет) чего? имён, чему? именам, (вижу) что? имена, чем? именами, о чём? об именах... Толковый словарь Дмитриева
  19. имя — Общеслав. индоевроп. характера (ср. др.-прус. emmens, лат. nomen, арм. anun, нем. Name и т. д.). Происхождение неясно. Одни ученые считают суф. производным (суф. -men) от той же основы (im-), что и *ęti, jьmǫ «брать» (см. Этимологический словарь Шанского
  20. имя — 1. Название человека, даваемое ему обычно при рождении; наименование кого-, чего-либо. О благозвучии, степени и характере распространенности имени; о соответствии имени человеку. Словарь эпитетов русского языка
  21. имя — ИМЯ имени; мн. имена, имён, именам; ср. 1. Личное название человека, даваемое ему при рождении. Собственное и. Его и. — Иван. Назвать по имени. Звать по имени кого-л. Дать ребёнку и. Пётр. Полное и. (официальная форма имени). Моё полное... Толковый словарь Кузнецова
  22. имя — ИМЯ, имени, мн. имена, имён, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Собственное и. Его и. Иван. И. и отчество. Звать по имени кого-н. Имена античных богов. Как Ваше и.? Дать... Толковый словарь Ожегова
  23. имя — ’ИМЯ, род. и дат. имени, именем, имени, мн. имена, имён, именам, ср. 1. Отличительное название, обозначение человека, даваемое при рождении. Дать кому-нибудь имя. Как его зовут по имени? «Как вас по имени-отчеству?» Достоевский. Толковый словарь Ушакова
  24. имя — Общеславянское слово индоевропейской природы, восходящее к основе ime (в латинском находим nomen, в немецком Name, в английском name и т. д.). Этимологический словарь Крылова
  25. имя — имя I ср. 1. Наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других. 2. Личное наименование человека с его отчеством, а также его фамилия. 3. Прозвище человека или кличка животного. Толковый словарь Ефремовой
  26. ИМЯ — ИМЯ — в логике — языковой знак (выражение) — называющий индивидуальный предмет (собственное имя) или любой предмет из некоторого класса (общее имя). Предметом имени (его денотатом) может быть вещь, свойство, отношение и т. Большой энциклопедический словарь
  27. имя — Право на ИМЯ является личным правом каждого гражданина. ИМЯ включает фамилию, имя и отчество. Сведения об имени, отчестве и фамилии, индивидуализирующие человека, заносятся в запись о рождении. Финансовый словарь терминов
  28. имя — I и́мя I., род. п. и́мени, укр. iм᾽я́, íмени, блр. iмя́, др.-русск. имя, ст.-слав. имѩ, болг. и́ме, сербохорв. и̏мē, род. п. и̏мена, словен. imȇ, род. п. imȇna, др.-чеш. jmě, чеш. jméno, слвц. mеnо, польск. imię, род. п. imienia, miano (из *jьměn-)... Этимологический словарь Макса Фасмера
  29. имя — ИМЯ ср. названье, наименованье, слово, которым зовут, означают особь, личность. Имя предмета, названье; имя животного, кличка; имя человека. Толковый словарь Даля