Иерусалим

(основание мира или безопасное жилище)-главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли: «Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне-из а» (Ис 2.3). Величайший из царей Давид, расширяя свое царство, взял крепость Сион (2Ц 5.7), располагавшуюся на одноименной горе и бывшую частью Иевуса (см.), населенного иевусеями, и тем положил основание у. Еще раньше, по смерти И.Навина, израильтяне взяли , сожгли его, но иевусеи продолжали там жить и после этого (Нав 1.8,21). Сын Давида Соломон построил в е храм Господу, в который был перенесен ковчег и в который приходили на поклонение живому, истинному Богу люди со всех концов земли. имеет множество и других названий:- Ариил (Ис 29.1,2,7),- башня стада (Мих 4.8),- город великий (см.),- город великого Царя (Пс 47.3; Мф 5.35),- город Господа (Ис 60.14),- город Давидов (см. город Давидов,а)- город Иудин (2Пар 25.28; Лк 1.39),- город истины (Зах 8.3),- город кровей (см.),- город правды (Ис 1.26),- град Божий (Пс 45.5; 86.3),- долина видения (Ис 22.1,5),- жительница долины (Иер 21.13),- престол Господа (Иер 3.17),- радость всей земли (Плач 2.15),- Салим (Быт 14.18; Пс 75.3; Евр 7.1,2),- святая гора (см.),- святой город (см.),- святыня (Иол 3.17),- Сион (см.),- скала равнины (Иер 21.13),- совершенство красоты (Плач 2.15),- столица верная (Ис 1.21,26). достался колену Вениаминову, но был расположен на границе с уделом Иудиным и сделался столицей Иудейского царства, объединившего эти два колена, когда остальные десять колен после смерти Соломона отделились. расположен вокруг и севернее гор Сион (собственно город Давидов) и Мориа, расположенной на северо-восток от Сиона. Эти две горы в древности были соединены мостом и обнесены стенами. В дальнейшем город распространялся еще дальше на север и его стены несколько раз перестраивались. , расположенный на горах, особенно крутых с южной стороны, считался всегда очень надежной крепостью, но в своей истории подвергался многим нашествиям и разграблениям:- египетским царем Сусакимом около 928 г. до РХ (3Ц 14.25-26),- филистимлянами и арабами около 845 г. до РХ (2Пар 21.16-17),- сирийцами около 803 г. до РХ (2Пар 24.22-23),- израильским царем Иоасом около 790 г. до РХ (4Ц 14.13-14),- снова египетским царем Нехао около 608 г. до РХ (2Пар 36.3-4) и, наконец,- халдеями под предводительством Навуходоносора (см.) в 606 г. и 586 г. до РХ (2Пар 36.6-7,10,13-20).В этот последний раз и его храм были разрушены до основания, но через 70 лет-в 536 г. до РХ часть иудеев по повелению персидского царя Кира вернулась с Зоровавелем в и в период с 520 г. до 516 г. до РХ храм и частично город были восстановлены. В 332 г. до РХ был взят (но на этот раз не разрушен) Александром Великим, а после его смерти захвачен около 301 г. до РХ одним из его преемников-Птолемеем, царем египетским. В 198 г. до РХ захватил Антиох Великий из династии селевкидов, а в 178 г. до РХ Антиох Епифан подверг разрушению и осквернил храм, поставив в нем чуждые алтари и начав приносить в жертву свиное мясо (подражая некоторым греческим культам). В 165 г. до РХ вновь обрел независимость и в течение 100 лет управлялся потомками братьев Маккавеев. В 63 г. до РХ город был взят римлянами под предводительством Помпея. Вступивший с их дозволения на престол в е в 37 г. до РХ Ирод Великий приложил много стараний к восстановлению города и храма. Около 20 г. до РХ он начал основательную перестройку храма (Ин 2.20), обильно украшая его драгоценными камнями и золотом, но в 70 г. по РХ, как и было предсказано Господом, город и храм (в ходе так называемой Иудейской войны) были до основания, более жестоко, чем когда-нибудь ранее, разрушены римлянами под водительством будущего императора Тита. Уцелели лишь три башни и часть западной стены, известная ныне как «стена плача», в которой по народному преданию есть несколько камней из храма Зоровавеля, а может быть и первого. В 135 г. некто Баркохба, выдавая себя за Мессию, поднял мятеж иудеев против римлян и те в отместку вновь разрушили , убили более 580 тыс. человек, а место, где был храм, вспахали плугом. По приказу императора Адриана место было названо Элия Капитолина и появление в этом городе иудеям было запрещено под страхом смерти. Для дополнительного осквернения бывшего места храма там был заложен храм Юпитеру. В 326 г. при императоре Константине вновь получил свое прежнее название, но, когда в 363 г. при Юлиане Отступнике была предпринята попытка восстановления храма на прежнем месте, основание его было, по свидетельству многих очевидцев, разрушено землетрясением и огнем, вышедшим из земли. В 637 г. был захвачен магометанами под предводительством калифа Омара и с тех пор остается под их владычеством. Современные стены а были построены в 1542 г., на месте храма высятся теперь две мечети. Но значение а для всякого верующего человека в другом. Он символ града Бога живого, небесного а (Евр 12.22; От 3.12), нового, сходящего с неба (От 21.2) города будущей жизни. (См. Зилот, храм)

Источник: Исторический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Иерусалим — Город в Палестине. Упоминается в египет. текстах XIX- XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в письменах XV в. до н. э. Урушалим, в VIII в. до н. э. Урсалимму. Первичная форма объясняется как 'город бога Шалим'. Др.-евр. Топонимический словарь
  2. Иерусалим — (Jerusalem, др.-еврейское Иерушалаим, арабское Аль-Кудс), город в Израиле, на полупустынных Иудейских холмах, к З. от Мёртвого моря. 658 тыс. жителей (2000); 73 % евреи, 24 % арабы. По решению ООН 1947 г., И. выделен в самостоятельную адм. единицу. Словарь географических названий
  3. ИЕРУСАЛИМ — (др.-евр. Иерушалаим; араб. Аль-Кудс) — город в Палестине. Зап., большая часть И. оккупирована гос-вом Израиль, т. н. "Старый город" и кварталы к С. и В. от него — Иорданией. 190,7 т. ж. (1961). Крупный культ. центр. Советская историческая энциклопедия
  4. Иерусалим — (др.-евр. Иерушалаим, араб. Аль-Кудс) город в Палестине. Расположен к З. от Мёртвого моря на полупустынном плоскогорье. 283,1 тыс. жителей (1970). Железнодорожная станция. Узел автодорог. Промышленный, торгово-транспортный и культурный центр. Большая советская энциклопедия
  5. Иерусалим — (Йерушалаим) Столица Израиля, один из древнейших городов мира. О первых годах И. ничего не известно. По мнению современных археологов, И. занимал на заре своего существования возвышенность, известную позднее под названием "Офель", или "Город Давида". Энциклопедия иудаизма
  6. Иерусалим — Иерусалим. Первонач., возм., «основание (Божия) Салима»; в Библии толкуется как «основание мира». I. НАЗВАНИЕ Во времена Авраама И. назывался Салимом — «мир» (Быт 14:18; ср. Пс 75:3; Евр 7:2), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. Библейская энциклопедия Брокгауза
  7. Иерусалим — (Jerusalem). Археологические исследования этого города, занимающего важнейшее место во всемирной истории, начались в 1864 г. и продолжаются до настоящего времени. История... Археологический словарь
  8. Иерусалим — (основание, или жилище мира) — этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом (Нав 18:28) по имени родоначальника Иевусеев, Иевуса. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  9. Иерусалим — (Jerusalem) 1. Иудейские войны Римской империи Город был осажден 60-тысячным рим. войском под командованием Тита в марте 70. Его с величайшим героизмом защищали иудеи, предводительствуемые партией зелотов. Энциклопедия битв мировой истории
  10. Иерусалим — • Hierosolўma, τὰ Ίεροσόλυμα или просто Σόλυμα, по-еврейски Ieruschalajim, сильно укрепленный главный город Палестины, почти в середине Иудеи, в колене Виньяминовом, на нескольких холмах, на западном берегу ручья Кедрона. Словарь классических древностей
  11. Иерусалим — И’ерусал’им (основание мира или безопасное жилище) — главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли: «Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима» (Ис.2:3). Библейский словарь Вихлянцева
  12. Иерусалим — (араб. Аль-Кудс), город в Палестине. Религиозный центр христиан, иудеев и мусульман. По решению ООН (1947) должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. Художественная энциклопедия
  13. Иерусалим — А, муж. Стар. форма имени (см. Ерусалим). Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна. Словарь личных имен
  14. Иерусалим — Иерусали́м см. Ерусали́м. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. ИЕРУСАЛИМ — ИЕРУСАЛИМ — город в Израиле. 544 тыс. жителей (1992). Религиозный ("священный") центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая промышленность. Университет. Большой энциклопедический словарь
  16. Иерусалим — (лат. Hierosolyma, в клинообразных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, еврейск. Jeruschalajim, турецк. Soliman или Küdsi Schêrif, араб. EI-Kuds, т. е. святой) — главн. г. древней Палестины, ныне областной... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона