Агиография

(от гр. agios "святой" и grafw "пишу"), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения. Литературно-филологическое изучение житий выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определенным литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приемов изображения и т.д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно четкая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками); эти характеристики восходят к позднеантичному энкомиуму, и их разная реализация в процессе развития житийной литературы дает существенный материал как для историко-литературных, так и для историко-культурных выводов. Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь "другом Божиим", входит в Царство Христово. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов. В принципе, житие святого — это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошел святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции — Пахомия Серба и Епифания Премудрого). При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей прежде всего святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесен со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т.д. как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.

Источник: Исторический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Агиография — АГИОГРАФИЯ — см. Жития святых. Литературная энциклопедия
  2. агиография — -и, ж. Вид христианской литературы, содержащий жизнеописания «святых». [От греч. ’άγιος — святой и γράφω — пищу] Малый академический словарь
  3. Агиография — (от греческого hágios — святой и grápho — пишу, описываю) отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни «святых». См. Жития святых. Большая советская энциклопедия
  4. агиография — АГИОГРАФИЯ и, ж. agiographie f. <�гр. hagios святой + grapho. 1813. Рей 1998.Вид церковной литературы, посвященной жизнеописанию лиц, объявленных церковью святыми. СИС 1954. Словарь галлицизмов русского языка
  5. Агиография — (от греч. άγιος — святой, γράφω — писать) — литература о жизни и деятельности святых, направленная на развитие их почитания в Церкви; также раздел историографии, посвященный этой теме. Эпоха патристики. А. возникла во II в. н.э. Католическая энциклопедия
  6. агиография — Агио/гра́ф/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  7. агиография — орф. агиография, -и Орфографический словарь Лопатина
  8. АГИОГРАФИЯ — (от греч. agios — святой и grapo — пишу, описываю) — вид церковно-ист. лит-ры, содержащий описание жизни "святых". См. Жития святых. Советская историческая энциклопедия
  9. агиография — АГИОГРАФИЯ -и; ж. [от греч. hagios — святой, graphō — пишу]. Вид христианской литературы, содержащий жизнеописания святых. Толковый словарь Кузнецова
  10. Агиография — Жития святых: повествования о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми. Словарь по культурологии
  11. агиография — агиография ж. Жизнеописания лиц, объявленных церковью святыми, как один из основных жанров литературы эпохи Средневековья; житийная литература. Толковый словарь Ефремовой
  12. агиография — Агиографии, ж. [греч. hagios – святой]. Жизнеописания (жития) святых, повествования о святых. Большой словарь иностранных слов
  13. АГИОГРАФИЯ — АГИОГРАФИЯ (от греч. hagios — святой и...графия) — вид церковной литературы — жизнеописания святых (см. Жития святых). Большой энциклопедический словарь