Забота

Активность, направленная на достижение блага к.(ч.)-л. Среди объектов 3. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные ин-ты. В качестве особого предмета 3. выступает отношение человека к самому себе и к др. людям. М. Хай-деггер анализировал 3. в терминах онтологии и описал ее как онтологически-экзистенциальную характеристику человека: человек порожден 3. и через нее осуществляет свое бытие в окружающем мире и со-бытие с другими. М. Фуко считал принцип “заботы о себе” древним мотивом греч. культуры, который, начиная с философии Сократа, обретает строгую определенность как требование 3. о совершенствовании собственной души. Последнее с необходимостью предполагает исполнение обязанностей по отношению к другим. Трактовка 3. как деятельно-заинтересованного отношения к другим, противоположного враждебности, эгоизму, манипуляции в корыстных интересах, равнодушию и основанного на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, имеет корни в различных филос. и культурных традициях. Конфуций главным качеством “благородного мужа”, мерой всех добродетелей считал человеколюбие-жэнь. В Упани-шадах бог Праджапати заповедует подавление страстей, подаяние бедным и сострадание к ближнему. В учении Будды важное место занимает понятие сострадания (любовь, отсутствие ненависти, непричинение вреда), значимость которого обусловлена представлением о взаимосвязанности и взаимозависимости всех живых существ. В антич. философии тема 3. как особого отношения между людьми возникает гл.обр. в контексте рассуждений о поддержании и укреплении единства человеческого рода, основанных на достоинстве каждого его члена. Согласно Цицерону, “узы между людьми” поддерживаются а) справедливостью; б) готовностью творить добро (добротой, щедростью). Образом и образцом нравственно прекрасного единения, согласно антич. философам, является, в частности, дружеская любовь-привязанность (греч. filia). Высшей ценностью в дружеских отношениях является сам друг. Дружба как согласие предполагает доверие и с необходимостью исключает враждебность, своеволие, охваченность разъединяющими страстями (Пифагор). В ней проявляются способность к сочувствию, готовность помогать, разделять тяготы, не препятствовать по причине неумеренного желания блага стремлению друга добиться больших успехов, если это влечет за собой риск для его благополучия (Цицерон). Дружеская привязанность проявляется по-разному, в зависимости от конкретных лиц и конкретных обстоятельств. Аристотель указал на деятельный характер дружбы: ее целью является действие-любовь. Одно из ее проявлений — благодеяние, существенной чертой которого, как и дружбы, является бескорыстность. Сенека именно благодеяние считал “главнейшим связующим звеном” для общества и “содружества человеческого рода” вообще. Сущность благодеяния он видел не в материи, а в душевном расположении, с которым совершается конкретный поступок, несущий благо другому. Чтобы благодеяние достигло своей цели, надо любить. В христианской этике заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь (лат. caritas), которая характеризуется “самопожертвованием, самопреданностью и самозабвением” (С.М. Зарин), составляет ее фундаментальное нормативное и ценностное содержание. Существенное отличие милосердного отношения от дружеской любви-привязанности состоит в требовании его опосредования абсолютным идеалом — любовью к Богу, свободной от низших, своекорыстных компонентов и выражающей религиозно-нравственное совершенствование человека в его любви к ближнему, которая универсализуется и распространяется на все человечество, включая врагов. По христианскому учению, именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием. В новоевропейской моральной философии близким христианскому понятию милосердия является понятие благожелательности — центральное в этическом сентиментализме. И. Кант сен-тименталистской трактовке благожелательности противопоставил “практическую”: с позиции этики долга любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, в основании которого лежит максима — “долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя”. Вместе с тем он не отрицал вспомогательной значимости внеморального спонтанного добросердечия как “женской”, прекрасной добродетели, которую рассматривал в сопоставлении с собственно моральной “мужской”, возвышенной добродетелью, основанной на универсальных принципах справедливости. В отличие от Канта А. Шопенгауэр саму сущность морали осмысливал в единстве “более мужской” и “более женской” добродетелей справедливости и человеколюбия. Значение добродетели справедливости, по Шопенгауэру, отрицательно, оно выражается в требовании “не вреди”, человеколюбия — положительно и выражается в требовании помощи. Анализ 3. в контексте противопоставления преимущественно женской моральной позиции как заботливой преимущественно мужской как позиции беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике 3. К. Гиллинан, Н. Ноддингс, С. Радек, Дж. Тронто и др. Феминистская трактовка, по существу, воспроизводит ключевые характеристики 3., раскрытые в предшествующей этике. Ее особенность состоит в попытке перенести рассуждение о 3. в иной этико-философский контекст, исключающий трансцендентный идеал (Бога, абсолютный моральный закон и т.д.). 3. здесь основана исключительно на чувстве непосредственной связи конкретных людей и поддерживает эту связь. Именно конкретный человек во всем многообразии его жизненных проявлений здесь наделяется высшей ценностью. О Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч.: В 6 т. 1964. Т. 2; Он же. Метафизика нравов // Там же. М., 1965. Т. 4 (2); Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Шопенгауэр А. Об основе морали [III] // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992; Цицерон. О дружбе // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993; Он же. Об обязанностях [I] // Там же; Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики. М., 1995; Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996; Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., J997; Noddings N. Caring: A Femenist Approach to Ethics and Moral Education. Berkley; London, 1984; Gilligan C. In a Different foice. Cambridge, 1993; Tronto J. Moral Boundaries. New York; London, 1993. O.B. Артемьева

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. забота — -ы, ж. 1. Беспокойная мысль о чем-л.; сосредоточенность мыслей на исполнении чего-л., на удовлетворении какой-л. потребности. Неугомонная забота Его тревожит; мыслит он: — Неужто вправду я влюблен? Пушкин, Граф Нулин. У него теперь было много забот. Малый академический словарь
  2. забота — Забо́/та. Морфемно-орфографический словарь
  3. забота — орф. забота, -ы Орфографический словарь Лопатина
  4. забота — Древнерусское – зобота. Забота – «попечение, беспокойство о ком-либо, о чем-либо, связанное с хлопотами». Первоначальное слово «зобота» позднее трансформировалось в современное «забота», но старая форма сохранилась в некоторых районах России. Этимологический словарь Семёнова
  5. забота — Без забот — беспечно, легкомысленно. ► Я без забот лето красное пропела...Крылов. - то моя (твоя и т. д.) забота, в знач. сказуемого (разг.) — заняться этим должно мне (тебе и т. д.). ► -Это ума твоя забота. (И) заботы мало кому (разг.) — кто-... Фразеологический словарь Волковой
  6. забота — • большая ~ • глубокая ~ • необыкновенная ~ • необычайная ~ • неустанная ~ • неусыпная ~ • огромная ~ • чрезмерная ~ Словарь русской идиоматики
  7. Забота — Забота (евр. дэага йагон), в первую очередь — беспокойное и гнетущее состояние, связанное с обдумыванием предстоящего поступка или события (Пс 12:3, в Синод. пер. — «скорбь»; Притч 12:25, в Синод. пер. — «тоска»; Иез 12:18 и след., в Синод. пер. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. Забота — Непрерывная активность, направленная на достижение блага кого-либо (чего-либо). Среди объектов З. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные институты. З. также характеризует отношение человека к самому себе и к другим людям. Педагогический терминологический словарь
  9. забота — Попечение, рачение, радение, рвение, старание, беспокойство, возня, хлопоты; уход, внимание, надзор, призор, присмотр, призрение Тут нужен глаз (присмотр), <�недреманное око> Имение заброшено (без призору) «Что за комиссия, создатель... Словарь синонимов Абрамова
  10. забота — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? заботы, чему? заботе, (вижу) что? заботу, чем? заботой, о чём? о заботе; мн. что? заботы, (нет) чего? забот, чему? заботам, (вижу) что? заботы, чем? заботами, о чём? о заботах... Толковый словарь Дмитриева
  11. забота — Искон. Совр. форма из диал. забота в результате закрепления аканья на письме. Сущ. зобота — суф. производное от зобиться «заботиться» < «кормить» (от зоб «еда, пища»). Аналогичное развитие значения ср. в слове воспитание. См. зоб. Этимологический словарь Шанского
  12. забота — Беспокойство, хлопоты о ком-, чем-либо; попечение о ком-либо. О значимости, характере. Безоглядная, бескорыстная, болезненная, будничная, великая, великодушная, главная, глубокая, горячая, добрая, докучливая, докучная, дружеская, душевная, жалкая... Словарь эпитетов русского языка
  13. забота — • Деннонощная (Мельников-Печерский). • Докучная (Сологуб). • Земная (Ратгауз). • Неотвязная (Мей). • Сумрачная (Пушкин). • Угрюмая (Коринфский). Словарь литературных эпитетов
  14. забота — ЗАБОТА -ы; ж. 1. о ком-чём. Беспокойная мысль о чём-л.; сосредоточенность мыслей на исполнении чего-л., на удовлетворении какой-л. потребности. Жить без забот. Много забот у кого-л. З. о будущем, об урожае. Толковый словарь Кузнецова
  15. забота — ЗАБОТА ж. заботка, заботушка, заботанька; заботишка; заботища; усердные хлопоты, беспокойное попеченье, радушное беспокойство о ком или о чем; гребта. Всякому дню подобает забота его. День придет, и заботу принесет. Толковый словарь Даля
  16. забота — ЗАБОТА, ы, ж. 1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Жить без забот. Много забот у кого-н. Заботы по хозяйству. 2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-н. З. о человеке. 3. Внимание, попечение, уход. Окружить кого-н. Толковый словарь Ожегова
  17. забота — ЗАБ’ОТА, заботы, ·жен. 1. Беспокойство, опасение. Отца угнетала забота о дальнейшей судьбе сына. «Тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь.» Пушкин. 2. только мн. Хлопоты. Весь день его был наполнен служебными заботами. | Уход, попечение. Толковый словарь Ушакова
  18. забота — Древнерусское образование от глагола зобатися. Написание забота возникло в связи с закреплением аканья на письме. Глагол зобатися образован от существительного зобь, имеющего значение "пища, еда". Этимологический словарь Крылова
  19. забота — забота ж. 1. Беспокойство, опасение. 2. Хлопоты о ком-либо или о чём-либо. || Попечение, уход. 3. разг. Неотложное дело, задача. Толковый словарь Ефремовой
  20. забота — забо́та укр. забо́та, др.-русск. забота, зобота (Срезн. I, 896), сюда же диал. зоба́ться "заботиться, хлопотать", не зобли́сь обо мне "не заботься...", владим., новгор., псковск., тверск., олон. (Кулик. Этимологический словарь Макса Фасмера