Вселенские Соборы

Собрания высш. духовенства, на к-рые делегируются представители христ. помести, церквей в соответствии с установленной процедурой. На В. с. разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, формировались канонич. нормы и богослуж. правила, оценивались различные богосл. концепции, определялись способы борьбы с ересями. Христ. церкви стали проводить В. с. по инициативе визант. императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус гос. законов. I В. с. — Никейский (325) — принял в первой редакции «символ веры», осудил арианство как «безбожную ересь», определил время празднования пасхи, выработал 20 канонов, в т. ч. о преимуществах Александрийского, Римского, Антио-хийского и Иерусалимского митрополитов. II В. С. — Константинопольский (381) — был собран для уточнения Никейского «символа веры» и борьбы с ересями ариан, евномиан, фотиниан, савел-лиан, маркеллиан и др. II В. с. выработал формулу троичности бога, канонизировал «символ веры», а также утвердил правила, одним из к-рых Константинопольскому патриарху вслед за Римским предоставлялись преимущества перед всеми др. епископами. Главой Константинопольской церкви был утвержден Григорий Богослов. III В. с. — Эфесский (431) — проходил в обстановке ожесточенной борьбы церквей за первенство. Собор осудил несторианство и признал деву Марию богородицей. В 449 был созван в Эфесе новый собор, названный затем «разбойничьим», на к-ром Александрийский патриарх Диоскор принудил церкви признать монофизитство. IV В. с. — Халкидонский (451) — осудил монофизит-ство александр. богосл. школы и антиох. несторианство; признал первенств, роль в христианстве Константинопольского патриарха. .Была утверждена формула об Иисусе Христе как истинном боге и истинном человеке, единосущном богу-отцу и представляющем два естества, но одну ипостась. Монофизиты отказались признать эту формулу и выделились в самостоят. церковь. V В. с. – II. Константинопольский (553) — был созван для одобрения эдикта императора Юстиниана I, осудившего «трех глав», т.е. 3 богословов — Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдес-ского, не считавших Христа богочеловеком, а Марию — богоматерью, не признававших решений Халкидонского собора и поддерживавших несторианство. Было также осуждено как ересь учение Оригена. VI В. с. — III Константинопольский (680—681) — осудил как ересь монофизитство, восстановил мир с папством, нарушенный в сер. 7 в. арестом и ссылкой папы Мартина по приказу визант. императора. В 692 в Константинополе был созван собор, получивший название Пятошесто-го, т. к. его решения дополняли решения V и VI В. с. VII В. с. -II Никейский (787) — осудил иконоборчество и утвердил определение о почитании икон и креста. В 869-870 состоялся IV Константинопольский собор, выявивший острые противоречия между зап.-христ. и вост.-христ. церквами. Его решения, направленные против церк. политики константинопольского патриарха Фотия, были отменены V Константинопольским собором 879-880. Православие и католицизм, оформившиеся в 11 в., оценивают IV Константинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII В. с., а православие не признает. После разделения церквей общехрист. соборы не проводились, хотя ка-толич. церковь называет вселенскими созываемые ею соборы. В 12 в. состоялись 3 собора (I, II, III Латеранские — 1123, 1139, 1179), занимавшиеся внутрицерк. вопросами, отношениями церкви со светскими властями, борьбой с ересями. В 13 в. было также 3 собора: IV Латеранский — 1215, I Лионский — 1245, II Лионский — 1274. IV Латеранский собор утвердил ок. 70 предложений папы, в т. ч. решение о преследовании ересей катаров, вальденсов, амаль-рикан. XV В. с. — Вьеннский (1311-1312) — известен суровыми решениями о преследовании вальденсов, спиритуалов, беггарское и др. еретиков. XVI В. с. -Констаяцский собор, открывшийся в 1414, — принял декреты о реформе церкви, согласно к-рым В. с. превращались в постоянный институт, контролирующий действия папской власти, были установлены порядок и сроки созыва В. с. Собор известен также расправой над Я. Гусом и Иеро-нимом Пражским. XVII В. с. действовал, меняя местропребывание, с 1431 по 1449. Его принято называть Базельско-Флорентииским. Собор содействовал окончательному разгрому гуситов в Чехии, тогда же была заключена Флорентийская уния католич. и пра-восл. церквей, отвергнутая православием. XVIII В. с. — V Латеранский — состоялся в 1512-1517. XIX В. с. — Тридентский (1545-1563) — проходил в обстановке значит, успехов Реформации и был направлен на укрепление позиций католицизма. Собор утвердил догматы о первород. грехе, о чистилище, о приоритете папской власти перед авторитетом В. с. В решениях собора были перечислены и преданы анафеме гл. положения протестантизма, составлено т. н. Тридентское исповедание веры — текст церк. присяги. XX В. с. — I Ватиканский (1869-1870) — провозгласил догмат о непогрешимости папы. XXI В. с. — II Ватиканский (1962-1965) — принял решение о реформе литургии, об экуменизме, о миссионерстве, повышении роли епископата, реформе курии римск. я о задачах церкви в совр. мире.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ — Общецерк. съезды представителей высшего христ. духовенства для обсуждения и решения вопросов вероучения, культа, дисциплины и др. В отличие от поместных соборов, практиковавшихся уже со 2 в., В. с. начали собираться после признания христианства офиц. Советская историческая энциклопедия
  2. Вселенские соборы — Съезды высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На В. с. обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признаёт лишь семь первых В. Большая советская энциклопедия
  3. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ — ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ — съезды высшего духовенства христианской церкви. На Вселенские соборы выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает правомочными 7 первых Вселенских соборов (4 — 8 вв. Большой энциклопедический словарь
  4. Вселенские соборы — Вселенский собор есть чрезвычайное "собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной", или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных (автокефальных) церквей... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона