Видимость

Философская категория, введенная Гегелем для обозначения просвечивания (нем. Schein) абсолютного через относительное, бесконечного через конечное, сущности через явление, "иного" через "свое" и т. п. Гегель мыслил в В. отблеск (показывание, выявление) одного бытия в другом, "отсвечивание своего иного". В "Науке логики" эта категория сближается с понятием взаимоотражения противоположностей ("рефлексией") и становится одним из аналогов "отражения". Согласно Гегелю, развертывание абсолютной идеи начинается через различение в абсолютном относительного и высвечивание первого во втором; сама абсолютная форма заставляет абсолют быть видимым внутри себя (см.: Гегель. Наука логики, в 3 т. Т. 2. М-, 1971, с. 177). " — это не ничто, а рефлексия, соотношение с абсолютным; иначе говоря, она есть видимость (Schein), поскольку в ней отсвечивает (scheint) абсолютное" (там же, с. 175). Гегель противопоставляет В. невидимому, слепому бытию, например, слепой случайности, в которой не видна необходимость. Для него В. всегда есть некоторая связь между минимум двумя нечто, благодаря которой одно представлено в другом; "видимость есть опосредованно, которое само есть самостоятельная устойчивость" (там же, с. 164). Копия (как отсвет оригинала) логически вторична и менее мощна, нежели оригинал; в иерархии видов бытия в любой паре высшего и низшего бытия первое, по Гегелю, оказывается отсвечиваемым (видимым) во втором (отсвечивающем). "Субстанция как мощь обретает видимость, иначе говоря, обладает акцидентальностью... и это обретение видимости определено как видимость..." (Там же, с. 208.) В. достигается через отрицание субстанцией себя и самоопределение в форме сущности. "Сущность — первое отрицание бытия, которое вследствие этого стало видимостью", бытие и сущность находятся в таком единстве, "при котором каждое имеет видимость в другом" (там же. Т. 3. M., 1972, с. 35). "Бытие в своем переходе в сущность стало видимостью или положенностью..." (с. 35.) В свою очередь, в сфере сущности происходит раздвоение на субъект и объект, самостоятельное и положенное — сущность внутри себя порождает некие формы как формы В. самой себя. "Рефлексия как абсолютная рефлексия — это сущность, имеющая видимость в самой себе, и предполагает себе только видимость, положенность... Рефлексия есть видимость сущности внутри самой себя" (там же. Т. 2, с. 22, 29). В ней иное выступает лишь как В., как непосредственное исчезание. В., по Гегелю, объективна и противоположна субъективной кажимости. Он поддержал идею И. Канта об объективности В. и не согласился с Парменидом в том, что В. противоположна бытию. У В. есть отрицательный и положительный моменты, и оба этих момента имеют своей основой бытие, но не небытие. "Непосредственность небытия есть как раз то, что составляет видимость; но это небытие есть не что иное, как отрицательность сущности в ней самой... Оба эти момента — ничтожность, но как удерживание, и бытие, но как момент, иначе говоря, сущая в себе отрицательность и рефлектированная непосредственность, составляющие моменты видимости, — суть тем самым моменты самой сущности" (там же. Т. 2, с. 16). Сущность определена внутри себя, поэтому она отличается от своего абсолютного единства и обладает В.; определенность бытия — причина В. Поскольку В. — отблеск оригинала в отражающем, и в отблеске нет непосредственно самого оригинала, то "видимость есть отрицательное, обладающее бытием, но в чем-то ином, в своем отрицании; она несамостоятельность, снятая в самой себе и ничтожная... Сущность, напротив, содержит внутри себя видимость как бесконечное внутреннее движение, которое определяет ее непосредственность как отрицательность, а ее отрицательность — как непосредственность, и, таким образом, есть видимость себя внутри самой себя. В этом своем самодвижении сущность есть рефлексия" (там же. Т. 2, с. 17, 18). В то же время В. несводима к "отрицательности", "ничтожности", "снятости" — в ней есть остаток бытия оригинала. В. — это определенность, сквозь которую просвечивает другая определенность, оригинал. Гегель признает, что В. имеет еще независимую от сущности непосредственную сторону и есть вообще некоторое иное сущности (там же, с. 14). Растворение ограниченного и конечного в абсолютном он именует положительной В. (там же, с. 178). Гегель выделяет две основные формы В.: абстрактную В. и реальную В. "Сущность сначала имеет видимость внутри самой себя, в своем простом тождестве; как таковая, она абстрактная рефлексия, чистое движение ничто через ничто обратно к самому себе. Когда сущность являет себя, она уже реальная видимость, так как моменты видимости обладают существованием... — это то же самое опосредствование, но ее лишенные опоры моменты имеют в явлении вид непосредственной самостоятельности... Явление есть поэтому единство видимости и существования" (там же, с. 135). Когда определения формы обретают стихию устойчивости, их В. совершенствуется, переходя в явление, и такую самостоятельность существующего Гегель именует "существенной видимостью" (с. 111, 136). Гегелевская категория В. была воспринята, но огрублена и искажена марксистами. В справочных изданиях советского периода В. чаще всего отождествляли с противоположной ей (согласно Гегелю) "субъективной кажимостью" либо с "неадекватным выражением сущности ее односторонними проявлениями". Но В. несводима ни к кажимости, ни к извращенному отражению, хотя некоторые ее частные формы могут быть охарактеризованы как "кажимость" или "одностороннее проявление сущности". Д. В. Пивоваров

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. видимость — -и, ж. 1. Возможность видеть; возможность видеть вдаль. [Снег] падал мокрыми крупными хлопьями на корабли и в черную воду, совершенно уничтожив видимость. Л. Соболев, Топовый узел. Было ясное утро, прекрасная видимость. Симонов, Из военных дневников. Малый академический словарь
  2. Видимость — Возможность зрительного восприятия удалённых от наблюдателя объектов. Характеризуется либо степенью В. — различимостью (насколько отчётливо виден объект), либо дальностью В. — расстоянием, на котором наблюдаемый объект становится не различим глазом. Большая советская энциклопедия
  3. видимость — орф. видимость, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. Видимость — (дальность видимости) — максимальное расстояние, с которого у поверхности земли видны и опознаются неосвещённые объекты (ориентиры) днём и освещённые объекты (световые ориентиры) ночью. В зависимости от направления наблюдения различают горизонтальную, вертикальную и наклонную. Авиационный словарь
  5. видимость — ВИДИМОСТЬ - видимость контрольного пункта. В спортивном ориентировании — расстояние, с которого можно достоверно определить знак контрольного пункта. Оно зависит от элементов рельефа местности и растительности. - видимость ориентира. Словарь спортивных терминов
  6. видимость — • хорошая ~ Словарь русской идиоматики
  7. Видимость — Возможность зрительного восприятия удаленных от наблюдателя объектов, отделенных от него какой-либо средой (воздухом, туманом, водой и др.). Криминалистическая энциклопедия
  8. видимость — см. >> вид, призрак Словарь синонимов Абрамова
  9. видимость — Ви́д/им/ость/. Морфемно-орфографический словарь
  10. видимость — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? видимости, чему? видимости, (вижу) что? видимость, чем? видимостью, о чём? о видимости... Толковый словарь Дмитриева
  11. видимость — ВИДИМОСТЬ -и; ж. 1. (обычно в речи водителей, лётчиков и т.п.). Возможность видеть (2 зн.) на определённое расстояние; обозримость пространства. Прекрасная, плохая в. Быть, оставаться в пределах видимости. Выйти из пределов видимости (о каком-л. Толковый словарь Кузнецова
  12. видимость — См. видеть Толковый словарь Даля
  13. видимость — ВИДИМОСТЬ, и, ж. 1. см. видимый. 2. Возможность видеть (во 2 знач.). Хорошая в. Горизонтальная, вертикальная в. (при полёте). 3. Внешность, преимущ. обманчивая (разг.). В. благополучия. • По (всей) видимости, вводн. сл. (разг.) по-видимому, вероятно. Толковый словарь Ожегова
  14. видимость — В’ИДИМОСТЬ, видимости, мн. нет, ·жен. 1. Доступность зрению, возможность видеть то, что нужно (·книж. ). В ясную погоду видимость лучше. Неприятель был в поле видимости артиллерии. 2. Что-нибудь внешнее, что производит обманчивое впечатление (·прост. ). Толковый словарь Ушакова
  15. видимость — видимость ж. 1. Возможность видеть удаленные предметы. || Доступное обозрению пространство. 2. простореч. Внешний вид, облик. 3. Внешний вид кого-либо или чего-либо, производящий обманчивое впечатление. Толковый словарь Ефремовой
  16. ВИДИМОСТЬ — ВИДИМОСТЬ (кажимость) — в философии — одностороннее проявление сущности вещи, воспринимаемое непосредственно (напр., видимое движение Солнца вокруг Земли). Большой энциклопедический словарь
  17. Видимость — Понятие, противоположное подлинному бытию, или тому, что есть на самом деле. Противоположение это имеет характер лишь относительный, определяясь более или менее глубоким анализом действительности. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона