Тифон

(Егип.) Аспект или тень Озириса. не является, как утверждает Плутарх, отдельным "Принципом Зла" или Сатаной евреев; но, скорее, низшими космическими "принципами" божественного тела Озириса, бога в них — так что Озирис является персонифицированной Вселенной в виде мыслеосновы, а — той же самой вселенной в ее материальном проявлении. Эти два в одном суть Вишну-Шива. Истинный смысл этого египетского мифа таков, что есть земная и материальная оболочка Озириса, который есть пребывающий в ней дух. В гл. 42 "Ритуала" ("Книги Мертвых") описан как "Сет, прежде называвшийся Тотом". Востоковеды совершенно запутались, обнаружив, что в одних папирусах к у-Сету обращаются как к "великому и доброму богу", а в других — как к воплощению зла. Но разве Шива, один из индусской Тримурти, не описан в одних местах как "лучший и щедрейший из богов", а в других — как "темный, черный, разрушающий, ужасный" и "свирепый бог"? Разве Локи, скандинавский , в ранние времена представленный как благотворное существо, бог огня, главенствующий гений мирного семейного очага, вдруг не теряет эти звания и не становится затем силою зла, Сатаною холодного ада и демоном самой худшей породы? Для такого неизменного превращения существует основательная причина. До тех пор, пока эти двойственные боги, символы добра и неизбежного зла, света и тьмы, держатся тесно вместе, т.е. олицетворяют комбинацию дифференцированных человеческих качеств, или элементов, которые они представляют — до тех пор они просто суть воплощение среднего личного бога. Все же как только они разделены на два существа, каждое со своими двумя отличительными чертами, они становятся соответственно двумя противоположными полюсами добра и зла, света и тьмы; они, короче говоря, становятся двумя независимыми и отдельными существами или, вернее, личностями. Лишь благодаря софистике Церквям удалось по сей день сохранить в умах некоторых еврейское божество в его первоначальной целостности. Если бы они были последовательными, они бы отделили Христа от Иеговы, свет и добро от тьмы и зла. Именно это случилось с Озирисом-ом; но ни один востоковед не понял этого, и, таким образом, их недоумения разрастаются. Если принять а — как это делают оккультисты — за составную часть Озириса, точно так же, как Ахриман неотделим от Ахура Мазды, а Змий Книги Бытия, темный аспект Элохима, сливается с нашим "Господом Богом" — то все трудности в его природе исчезают. — более позднее имя Сета, позднее, но, поистине, столь же древнее, как четвертая Династия; ибо в "Ритуале" читаем: "О, -Сет! Я призываю тебя, ужасного, невидимого, всемогущего бога богов, тебя, который разрушает и воздает по заслугам". , несомненно, принадлежит к той же категории символов, что и Шива Разрушитель, и Сатурн — "темный бог". В "Книге Мертвых" Сет, в своей битве с Тотом (мудростью) — который есть его духовный двойник — обессиливается так же, как и Сатурн-Кронос и Уран до него. Как Шива тесно связан с быком Нанди — аспектом Брамы-Вишну, творящей и сохраняющей сил, так Сет- связан с быком Апис, и оба быка посвящены и связаны с их соответствующими божествами. Как у первоначально поклонялись как вертикальному камню, фаллосу, так и Шиву по сей день изображают и поклоняются ему в виде лингама. Шива -это Сатурн. Действительно, похоже, что Сет- послужил прообразом более чем одного бога позднейшего ритуального цикла, включая даже бога евреев, так как некоторые из его ритуальных предписаний целиком перешли в свод законов и в канон религиозных обрядов "избранного народа". Кто из поклоняющихся Библии знает о происхождении козла отпущения (эз или аза), посланного в пустыню в качестве искупления? Знают ли они, что за столетия до исхода Моисея козел был посвящен у, и что над головою этого ова козла египтяне исповедовали свои грехи, после чего это животное посылалось в пустыню? "И Аарон возьмет козла отпущения (Азазеля)... и возложит руки свои на голову живого козла, и исповедует над ним все прегрешения детей Израиля... и отошлет его... в пустыню" ("Левит", XVI). И как козел египтян служил искуплением у а, так и козел Израильтян "служил искуплением перед Господом" (Ibid., V, 10). Так, если только вспомнить, что каждый антропоморфический творящий бог был у древних философов "Жизнедателем" и "распределителем Смерти" — Озирис и , Ахура Мазда и Ахриман, и т.д., и т.д. — то легко будет понять утверждение оккультистов, что был просто символом низшей четверки, постоянно воюющих и буйных принципов дифференцированной хаотичной материи, как во Вселенной, так и в Человеке, тогда как Озирис символизировал высшую духовную триаду. в "Ритуале" обвиняется в том, что "крадет рассудок у души". Поэтому он изображен борющимся с Озирисом и разрубающим его на четырнадцать (дважды семь) частей, после чего, оставшийся без уравновешивающей силы добра и света, он остается погруженным во зло и тьму. Таким образом легенда, рассказанная Плутархом, становится понятной как аллегория. Он говорит, что потерпев поражение в битве с Гором, "убегал в течение семи дней на осле, и, убегая, породил мальчиков Иеросолумоса и Иудэса". Теперь, так как у позднее поклонялись в образе осла, и так как название осла есть АО, или (фонетически) ИАО, гласные, имитирующие крик этого животного, то становится ясным, что был преднамеренно слит с именем еврейского Бога, как это достаточно ясно показывают два имени — Иудея и Иерусалим — порожденные ом

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Тифон — В древнегреческой мифологии стоглавое огнедышащее чудовище; Зевс, победив Т., навалил на него громаду горы Этны, из вершины которой дыхание Т. извергается потоком огня, камней и дыма. Большая советская энциклопедия
  2. тифон — орф. тифон, -а (тех.) Орфографический словарь Лопатина
  3. тифон — Тифо́н/. Морфемно-орфографический словарь
  4. тифон — ТИФОН а, м. typhon m. устар.Тайфун, смерч. Тифон, порывистый ураган в Индийском море. Коренблит 1934 3 2188. То, что я принял вчера и описал к жене за облако особенного вида и свойства, была настоящая тромба (по словам морским офицеров), тифон. Вязем. Словарь галлицизмов русского языка
  5. тифон — тифон , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  6. Тифон — I. • Tithōnus см. Ήώς, Эос. II. • Typhōeus, Typhon, Τυφωεύς, Τυφώς, Τυφάων, Τυφῶν страшное чудовище первобытного времени, принимаемое за олицетворение гибельного, жгучего вихря или бушующего шара... Словарь классических древностей
  7. Тифон — орф. Тифон, -а (мифол.) Орфографический словарь Лопатина
  8. ТИФОН — ТИФОН (фр. Typhon;) — герой поэмы-травести П.Скаррона «Тифон, или Ги-гантомахия» (1644). В греческой космогонии Т.- младший сын Геи и Тартара, хтоническое чудовище с сотней змеиных голов, изрыгающих пламя. Энциклопедия литературных героев
  9. ТИФОН — (Τυφών) в греческой мифологии чудовищный сын земли Геи и Тартара (Hes. Theog. 820-822; Apollod. I 6, 3). По другой версии, Т. рожден Герой, ударившей рукой о землю, когда она решила в отместку Зевсу, родившему Афину... Мифологическая энциклопедия
  10. тифон — ТИФОН м. греч. вихрь, круговоротный, жестокий ветер, столбовая буря, ветроворот; вздымая пыль, землю, воду столбом, он обращается в смерч и разрушает на пути своем все. Толковый словарь Даля
  11. тифон — (см.) некогда имел такие почести и, как свидетельствуют Бунзен считался великим богом. По его словам: "Вплоть до времен Рамзеса, 1 300 до Р.Х. Теософский словарь
  12. тифон — [< соб. гр.] – прибор для производства звуковых сигналов, подаваемых маяками во время тумана; действует сжатым воздухом Большой словарь иностранных слов
  13. ТИФОН — ТИФОН — в греческой мифологии стоглавое огнедышащее чудовище; Зевс, победив Тифона, навалил на него громаду горы Этны, из вершины которой дыхание Тифона извергается потоком огня, камней и дыма. Большой энциклопедический словарь
  14. тифон — 1. тифон I м. Устройство на маяках и судах для подачи звуковых сигналов во время тумана. II м. устар. Смерч, тайфун. 2. Тифон м. Стоглавое огнедышащее чудовище (в древнегреческой мифологии). Толковый словарь Ефремовой
  15. тифон — тифо́н "вихрь", см. тайфу́н. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. Тифон — В греческой мифологии сын Лаомедона, супруг Эос; последняя похитила его из-за его необычайной красоты и испросила у Зевса для него бессмертие, но забыла одновременно испросить вечной молодости, вследствие чего... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона