Связь

Средство приобщения предметов (А, В, С и т. д.) друг к другу, способ пребывания одного — в другом, разных — в их единстве; форма бытия многого в едином. Вступающими в С. предметами А, В, С и т. д. могут быть любые определенности материального и (или) духовного бытия — вещи, явления, свойства. Выделяют два основные типа С.: а) силовой контакт А и В, т. е. прямое или опосредованное соединение и взаимное удерживание вещей в пространстве и во времени, динамическое сцепление А и В (например, когезия как притяжение молекул в физическом теле или вязкость как причина сцепления различных частиц в общую массу); б) внутреннюю С. сущностей, присущность А к В либо В к А (например, пребывание общего в индивидуальном, целого в частях, причины в следствии). В первом случае объединяемые А и В могут быть разъединены, и их единство временно; во втором случае С. А и В постоянна, сохраняется на всем протяжении их сосуществования. В узком смысле под С. понимают только внешнюю силовую С., описывая ее как такое взаимное действие А и В друг на друга, когда каждое из них, количественно изменяясь в союзе с другим, тем не менее продолжает сохранять в той или иной мере свою качественную определенность, не снимается и не растворяется в едином как в чем-то третьем и сплошном. "Внешняя сила" — высвобождение какой-либо потенциальной энергии, проявление "сущностной силы", реализация мощи любых форм притяжения и отталкивания взаимодействующих А и В, будь то аттракция и непроницаемость в ядерных, электромагнитных или гравитационных взаимодействиях в физическом мире, либо действия и противодействия в живой природе и обществе ("живые" и социальные силы), либо единство и борьба в духовном мире (духовные силы). В частности, в механике силу понимают как меру механического действия на данное материальное тело со стороны других тел. Это величина векторная, в каждый момент времени она характеризуется числовым значением, направленным в пространстве, и точкой приложения. Если категорию С. трактовать в этом узком смысле — только как внешнюю силовую С., тогда возникает возможность противопоставить ее категории отношения. Отношение (R) — способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. В противоположность динамически связанным вещам, все члены R по традиции мыслятся положенными в субстрат этого R как в единство целого и растворенными в нем. Снимая себя в самостоятельной устойчивости "aRb", соотнесенные А и В превращаются в стороны поглощающей их целостности, т. е. утрачивают бытие отдельных субстратов, лишаются прежней обособленности, теряют определенность разных качеств. Примером "динамической связи" может служить взаимодействие планеты А и ее спутника В: по мере удаления В от А сила притяжения между ними стремительно убывает, однако сами эти небесные тела сохраняют прежние материальные параметры и остаются отдельно существующими предметами. Пример "отношения" — сходство (равенство) образа В с прообразом А: только сходство между А и В делает одно из них оригиналом, а второе копией; понятия образа и оригинала бессмысленны вне отношения сходства. Итак, если узко понимать "С.", то логично заключить, что А и В могут либо некоторым силовым способом вступать в С. друг с другом и при этом обычно не терять прежнюю определенность, оставаясь разными вещами внутри объединения "AB", либо, наоборот, образовывать между собой какое-либо отношение "aRb", вследствие чего и А и В утрачивают внутри него самостояние; при таких логических условиях А и В, как правило, не могут одновременно "быть связанными" и "находиться в отношении". Однако чаще всего объем понятия С. не ограничивают признаком соединительного взаимодействия А и В. В него также включают "присущность", "генетическую связь" либо расширяют образ "связи" допредельно абстрактных представлений о "взаимной зависимости вообще", "обусловленности и общности между любыми А и В" и т. д. В этом широком смысле уловить различия между "связью" и "отношением" как разными философскими категориями практически не удается, и тогда ими оперируют как синонимами. Не случайно Юм заключил, что идея С. — одна из наиболее темных и неопределенных идей в метафизике (см.: Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. M., 1966, с. 63). Вместе с тем интуитивно ясно, что глаголы "вязать" и "относить" обозначают разные способы действия, поэтому некоторые исследователи не хотят мириться со сложившейся в философской литературе тенденцией употреблять термины "связь" и "отношение" как обычные синонимы и стремятся категориально разграничить эти понятия. В ходе своих исследований одни авторы приходят к выводу, что "непосредственная связь" — это вид отношения: чтобы связать А и В, их нужно вначале соотнести, соположить и совместить друг с другом так, чтобы между А и В возникла общая граница, в которой они оба окажутся снятыми, лишенными непосредственности, наличного бытия. Другие философы, напротив, склоняются к оценке "связи" как категории более широкой, нежели "отношение", а в последнем усматривают частный случай С.: отношение aRb, по их мнению, есть не С. "вообще", а С. между целым и такими его сторонами, которые вне целого сами по себе бытия не имеют. Выделяют С. внутренние и внешние, существенные и несущественные, необходимые и случайные, прямые, косвенные, универсальные, общие и частные и т. д. Во все эпохи философия сосредоточивалась на обсуждении принципа всеобщей взаимосвязи предметов и явлений. С XIX в. в науке начинают распространяться также описания специфических С. и их классификация по основанию дифференциации материи на структурные уровни; многообразие материальных С. подразделяют на три крупные группы — на С. механические, химические и органические; в немецкой классической философии обосновывается положение о несводимости высшего к низшему, о принципиальном различии между теми С.. которые изучает механика, и С. химическими, а тем более биологическими. Религию, психологию, логику преимущественно интересуют С. духовные, психические, мысленные (логические), философия же прежде всего исследует соотношение материальных и духовных С. Лейбниц учил, что взаимосвязь вещей происходит по причине того, что каждое тело еще до протяжения имеет в себе некоторую сущностную силу; эта действующая сила, вырываясь наружу, вызывает движение и сцепление тел. "От связности тел (conscistentia) происходит их непроницаемость, сцепление и отражение", — пишет он (Лейбниц Г. Соч. в 4 т. Т. 1. M., 1982, с. 81). Юм сомневался в том, что С. между явлениями может иметь характер объективной реальности. "Все явления, — говорит он, — по-видимому, совершенно отделены и изолированы друг от друга; одно явление следует за другим, но мы никогда не можем заметить между ними связь; они, по-видимому, соединены, но никогда не бывают связаны друг с другом... у нас совсем нет идеи связи, или силы" (Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 2. M., 1966, с. 76). И. Кант, следуя Лейбницу, усматривал причину связи А и В в их взаимном действии друг на друга. "Субстанция, не связанная ни с какой вещью во всем мире, — читаем у Канта, — вовсе не принадлежит к миру.. Если бы субстанции не обладали никакой силой действовать вовне, то не было бы никакого протяжения и никакого пространства" (Кант И. Соч. в 6 т. Т. 1. М" 1964, с. 68, 69). По его мнению, "чем больше связь, тем больше гармонии и согласованности в мире, тогда как пустоты и перерывы нарушают законы порядка и совершенства" (там же, с. 72). Порядок в природе Кант, как и Ньютон, выводит из действиям хаосе первичных и простых сил притяжения и отталкивания; эти силы суть естественные причины всех изменений, "притяжение и есть эта всеобщая связь, соединяющая в одном пространстве все части природы" (там же, с. 203). Вместе с тем первоисточник всякой С. — Бог, "постоянная взаимная связь (вещей) и гармония обусловлена тем, что их свойства имеют своим источником высший разум" (там же, с. 228). Категория С. была развита далее в философии Гегеля. Каждый объект, стремясь снять свою односторонность, вступает в С. с другим объектом, у которого проявляется такое же стремление; реальность их единства положена через их уравнивание и соединение. "То, что налично, — пишет Гегель, — из своего внутри-себя-бытия вступает во всеобщую стихию связи и отношения, в отрицательные отношения и перемены действительности, а это есть продолжение единичного в других (единичных) и потому всеобщность" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 3. M., 1972, с. 66). С. — это "стихия передавания, в которой они (А и В) вступают во внешнюю связь друг с другом" (там же, с. 179). Немецкий мыслитель выделяет в С. два момента: а) спокойное слияние А и В и б) их отрицательное отношение, когда их "прежняя самостоятельная определенность снимается в соединении, напряженность А и В в отношении друг друга угасает" (там же, с. 179 — 180). С. есть связка, средний член между А и В, тождество различных, взаимное отражение (рефлексия) А и В. Связываемое имеет разное содержание, которым С. — как опосредующее — наполняется. Отсюда, С. — "наполненная, но простая всеобщность — всеобщая природа вещей, род" (там же, с. 142). Гегель постоянно берет понятия связи и отношения вместе, в их взаимном отражении, и, по-видимому, его не очень волновала проблема их категориальных разграничений. В современной науке, в особенности во второй половине XX в., постоянно расширяется типология С-, что обусловлено совершенствованием радиоэлектронных устройств и вычислительной техники, бурным развитием средств массовой информации, дальнейшими успехами кибернетики, математической логики, теории информации, общей теории систем и синергетики. Например, чрезвычайно плодотворными во всех науках и технике оказались идея динамической и статистической С., а также идея прямой и обратной (положительной и отрицательной) С. Д. В. Пивоваров

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Связь — I взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и (или) во времени. Понятие С. принадлежит к числу важнейших научных понятий: с выявления устойчивых, необходимых... Большая советская энциклопедия
  2. связь — -и, предл. о связи, в связи и в связи, ж. 1. Взаимные отношения между кем-, чем-л. Связь между промышленностью и сельским хозяйством. Связь науки и производства. Торговые связи. Хозяйственная связь районов. Родственные связи. Малый академический словарь
  3. СВЯЗЬ — СВЯЗЬ – отношения между объектами, проявляющиеся в том, что состояния или свойства любого из них меняются при изменении состояния и свойств других. Новая философская энциклопедия
  4. связь — Линейное монтажное приспособление, не обладающее собственной устойчивостью, работающее на растяжение и сжатие. [32] Строительная терминология
  5. связь — Передача и приём сообщений (информации ) с помощью технических средств. Включает передающие устройства, сети узлов и каналов (линий ) связи. География. Современная энциклопедия
  6. связь — Передача и приём информации с помощью различных технических средств. С древних времён люди нуждались в общении, и обмен информацией был присущ им всегда, со временем совершенствовались лишь способы хранения и передачи информации. Техника. Современная энциклопедия
  7. связь — С/вязь/. Морфемно-орфографический словарь
  8. связь — орф. связь, -и Орфографический словарь Лопатина
  9. связь — (взаимная зависимость, обусловленность) ч е г о и м е ж д у ч е м. Связь явлений (между явлениями) окружающей нас действительности. Управление в русском языке
  10. связь — • глубокая ~ • крепкая ~ • кровная ~ • неразрывная ~ • нерасторжимая ~ • огромная ~ Словарь русской идиоматики
  11. Связь — Взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. С. классифицируют по формам движения материи, по формам детерминизма (однозначные, вероятностные и корреляционные), по направлениюдеиствия (прямые и обратные)... Криминалистическая энциклопедия
  12. связь — Сцепление, соединительное звено Сцепление мыслей, понятий – ассоциация идей см. >> союз см. также -> влиятельная связь Словарь синонимов Абрамова
  13. связь — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? связи, чему? связи, (вижу) что? связь, чем? связью, о чём? о связи; мн. что? связи, (нет) чего? связей, чему? связям, (вижу) что? связи, чем? связями, о чём? о связях... Толковый словарь Дмитриева
  14. СВЯЗЬ — СВЯЗЬ, см. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. Научно-технический словарь
  15. Связь — 1. Металлическая полоса или деревянный брус (1), пронизывающие каменную кладку и противодействующие распору сводов. 2. Тип русской избы (1), при котором два жилых помещения объединяются через сени в прямоугольный объем. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  16. СВЯЗЬ — (англ. connection, relation, relationship) — взаимообусловленность существования объектов, явлений, действий, разделенных в пространстве и/ или времени. С выявления устойчивых и необходимых... Большой психологический словарь
  17. связь — СВЯЗЬ, и, о связи, в связи и в связи, ж. 1. (в связи). Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-н. С. теории и практики. Причинная с. 2. (в связи). Тесное общение между кем-чем-н. Дружеская с. Укреплять международные связи. Толковый словарь Ожегова
  18. связь — СВЯЗЬ, связи, о связи, в связи и (с кем-чем-нибудь быть) в связи, ·жен. 1. То, что связывает, соединяет что-нибудь с чем-нибудь; отношение, создающее что-нибудь общее между чем-нибудь, взаимную зависимость, обусловленность. «... Толковый словарь Ушакова
  19. связь — СВЯЗЬ -и, предл. о связи, в связи и в связи; ж. 1. Отношение взаимной зависимости, обусловленности. Прямая, косвенная, логическая, органическая, причинная с. С. фактов, явлений, событий. С. между промышленностью и сельским хозяйством. Толковый словарь Кузнецова
  20. связь — См. связывать Толковый словарь Даля
  21. Связь — (хим.) см. Строение химическое или Структура. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  22. СВЯЗЬ — СВЯЗЬ — в философии — взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. Связи классифицируют по объектам познания, по формам детерминизма (однозначные... Большой энциклопедический словарь
  23. связь — связь ж. 1. Взаимные отношения между кем-либо, чем-либо. || Общность, взаимопонимание, внутреннее единство. 2. Общение с кем-либо. || Любовные отношения, сожительство. 3. Отношения между кем-либо, создающие взаимную зависимость, обусловленность. Толковый словарь Ефремовой