Путь

Мифологема движения, пространственно-временной ориентации и цели; аспект смысла жизни и вектор истории; универсалия научного и худож. познания и культурного творчества. Своим универсализмом архаич. семантика П. обязана широким смысловым связям с топологией жизненного пространства, его ценностным иерархиям и всей системе социального символизма с его образами и индексами ориентации, маркировкой выбора, моделями поведения и ритуальной практикой. Значимое наполнение в аспекте П. получают слова-сигналы: "порог", "граница", "перекресток", "центр", "край", "кайма", "рамка", "межа", "указатель" ("придорожный камень", "столб", "крест", "веха"), "поворот", "мост", "застава", "круг", "кольцо", "спираль", "синусоида", "стрела", "возврат", "горизонт", "горизонталь/вертикаль", "тупик", "обочина", "поле", "тропа", "гора", "серпантин" и т.п. В хронотопе П. обобщен весь список способов преодоления и обживания пространства: от бытовых форм путешествия, приключенчества, странствия и курьерства до маргинальных экстремумов ухода, отшельничества, изгойничества, бегства, изгнания, эмиграции и ссылки. Великие переселения народов, маршруты геогр. открытий и следы первопроходцев насыщают мифологему П. энергией пассионарного энтузиазма, тоской по свободному пространству и остротой историософского переживания Пути как провиденциально заданной и загаданной дороги в нац. или общечеловеч. будущее. На основе философско-истор. коннотаций П. рождается символич. телеология дороги и двоение ее образов в лит-ре (гоголевская бричка с Чичиковым катит по реальным ухабам рос. тракта, но влекущая ее "Русь-Тройка" одолевает иное — символическое — пространство своей истор. судьбы). Изучение тематики путеводительства (поводырь, проводник; ср. образ путеводной звезды в рождественской фабуле Евангелия) позволило открыть необычные ракурсы П. Так, анализ движения Данте и Вергилия по Загробью, предпринятый П. Флоренским, доказал наличие в картине мира Данте черт неэвклидовой геометрии. Теология П. (к Богу, к Истине, к Другому, к спасению, к Апокалипсису) в ее христ. изводе может быть выражена словом "Голгофа", евангельский контекст которой предполагает мировую инициацию человечности. "Кеносис", "вознесение", "предстояние горне", "теофания" несут память о Завете богообщения как бесконечном сближении твари и Творца; перекресток этой вечной Встречи — свободная воля и Божье Домостроительство, грех и искупление, страдание и Благодать. Геометрия прямого (праведного) пути подчеркнута кривизной бесовского вождения (кружения кривды, блуд блуждания) и демонической путаницы (ср.: "распутник", "путанка", "Распутин", "распутица","бес попутал"). Язык бережно хранит особую "путевую" аксиологию поступка ("путное дело", но: "запутанное дело") и мысли ("метод" — от лат. "meta" ("поворотный пункт", "цель", "конец", "предел")). Если "П. всякой плоти" (по названию романа Батлера, опубл. в 1903) лежит через соблазны мира, то путь всякого духовного Я промыслительно корректируется властью Вышней Истины. Поэтому столь важной в речевом обиходе оказалась риторика напутствия, благословения на дорогу, убеждения в твердости выбранного маршрута, а в молитвенных формулах предстательства Богу — просьба направить "на пути Твоя" и испрашивание защиты. Дорожная магия (амулеты, обереги, обычай посидеть перед дорожкой, суеверный невозврат с полпути, путевые приметы во сне) слилась в православном сознании с тем убеждением, что "плавающих и путешествующих" опекает сам Русский Бог — Никола-угодник. Традиц. риторика П. эксплуатируется в жаргонных новоязах публицистики (от "Нового пути" символистов и бердяевского "Пути" до советских газет, вроде " Ильича"). В аспектах Эроса и Танатоса П. находит выражение в изоморфной синтактике обрядов свадьбы и похорон: если первому предшествует ритуал ухаживания (ср. похищение, побег, тайное свидание) и сопутствует символика "нового П." (движение в сакральном пространстве церкви, пересечение порога родного дома и переход в чужой), то "последний П." маркируется в тех же индексах движения (участие в обоих обрядах зерна и денег, пиршества и плача, омовения и переодевания). Филос. словарь историософии эксплуатирует термины ритмич. движения в описании моделей эволюции (цикл, скачок, стрела времени, спираль, круг, волна, возврат-палингенез, "перекресток традиций"), проективных прогнозов будущего и типов метаистор. видения мирового горизонта экзистенции. И образы всемирного эсхатологич. финала, и философско-истор. рецептура нац. судьбы опираются на П. как на исконную возможность осуществить предназначенное. Перефразируя Флоренского, можно сказать, что если человеку дана прерогатива осмысленного движения, значит — П. существует. Идея П. является регулятивной для религ. мессианизма и аргументом оправдании для пассионаристской логики агрессии (П. при этом мыслится неальтернативно). Пропедевтика и дидактика нашла в П. хронотоп наследуемого опыта (встреча ученика и учителя в П.; дорога к неочевидному знанию на лесной тропе: М. Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге) и принцип органич. научения через подражание или вопросно-ответный диалог. Вост. философия П. (даосизм) культивирует идею неспешного продвижения к истине под руководством упреждающего наставника, это тропа внутр. самовозрастания и мужания, метод проб и ошибок. Дао- не только "П.", по к-рому прошли многие, но и уникальная интроспекция "П. жизни" во внутр. опыте адепта. В "Размышлениях об истинном П." Кафки сказано: "Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему". Лит. типология характера и сюжета фиксирует путь то в качестве генерального жанрового признака (роман путешествия, авантюрный роман, роман воспитания), то как жизненную привычку с переменным этич. знаком (Батюшков. Странствователь и домосед). Лит.: Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. М., 1922; Максимов Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока // Блоковский сборник. II. Труды Вт. науч. конф., посвященной изучению жизни и творчества А.А. Блока. Тарту, 1972; Лотман Ю.М., Успенский Б.А. "Изгой" и "изгойничество" как социально-психол. позиции в рус. культуре преимущественно допетровского периода ("Свое" и "чужое" в истории рус. культурь1)//Труды по знаковым системам. Вып. XV. Тарту, 1982; Успенский Б.А. Культ Николы на Руси в историко-культурном освещении (Специфика восприятия и трансформация исходного образа) // Там же. Вып. X. Тарту, 1978; Айрапетян В. Герменевтические подступы к русскому слову. М., 1992. К.Г. Исупов

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Путь — Непрерывное отображение f отрезка [0, 1] в топологич. пространство X. Точки f(0) и f(1) наз. начальной и концевой точками пути f. П., определенный по f формулой , наз. путем, обратным f, и обозначается f-1. Математическая энциклопедия
  2. Путь — Название определённых административно-территориальных единиц, подвластных лицам дворцового аппарата русских князей в 14 — 1-й половине 16 вв., с которых собирались средства на содержание двора. Были... Большая советская энциклопедия
  3. путь — -и, м. 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы; дорога. Проложить новый путь. □ Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит. Малый академический словарь
  4. ПУТЬ — Назв. адм.-терр. единиц, к-рые являлись определенной отраслью управления в дворцовом х-ве рус. князей в 14 — 1-й пол. 16 вв. П. — это кормления в дворцовом в ведомстве. Были ведомства конюшего (ведал княж. Советская историческая энциклопедия
  5. ПУТЬ — В мифопоэтической и религиозной моделях мира образ связи между двумя отмеченными точками пространства, Постоянное и неотъемлемое свойство П. — его трудность. Мифологическая энциклопедия
  6. путь — Путь/. Морфемно-орфографический словарь
  7. путь — орф. путь, -и, дат. -и, тв. -ём, предл. о Орфографический словарь Лопатина
  8. путь — Ч е г о и к ч е м у. Правильный путь развития. Направить на путь истины. Стать на путь борьбы. Сила воли, ясность мысли, внутренняя дисциплина — кратчайший путь к достижению цели. Приятно мне видеть, что вы знаете пути к сердцу человеческому (Горький). Управление в русском языке
  9. путь — Древнерусское – путь (дорога, путешествие). Старославянское – путь. Латинское – pontis (мост). В русском языке слово «путь» впервые встречается на рубеже X–XI вв. Это слово происходит от индоевропейской основы со значением «идти», «ступать». Этимологический словарь Семёнова
  10. путь — Путь-дорога (нар.-поэт.) 1) полоса земли, предназначенная, приспособленная для передвижения. 2) путешествие, поездка, движение. 3) пожелание счастливого пути или приветствие при встрече. ► -Путь-дорога, господа! Вы откуда и куда? Ершов. Фразеологический словарь Волковой
  11. Путь — I. см. Дорога см. Палестина (II; V); II. Слово «П.» (как и «дорога», «тропа») часто употребляется в Библии в метафорич. значении: 1) вся ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА может быть названа П. (Иов 31:4; Притч 20:24), к-рый не может укрыться от Бога (Пс 138:3; Ис 40:27). Библейская энциклопедия Брокгауза
  12. путь — Дорога, ход, конец, маршрут, курс, оборот, рейс (корабля), крюк Сделать один тур вальса Сделать один вольт Артистическое турне по россии «Пойду, отдохну с дороги» Пушкин Путь мой лежит на ростов Путь-дорога ср. !! дорога, путешествие, способ см. Словарь синонимов Абрамова
  13. путь — сущ., м., употр. очень часто (нет) чего? пути, чему? пути, (вижу) что? путь, чем? путём, о чём? о пути; мн. что? пути, (нет) чего? путей, чему? путям, (вижу) что? пути, чем? путями, о чём? о путях... Толковый словарь Дмитриева
  14. путь — Общеслав. Того же корня, что др. инд. pánthās «дорога, путь», осет. fandag «путь», лат. pons, род. п. pontis «мост, тропинка», арм. hun «брод». Исходно — «путь по воде». Этимологический словарь Шанского
  15. путь — О жизни человека, ее течении; о направлении в развитии чего-либо. Безвестный, безжалостный, безотрадный, бесславный, благостный, боевой, большой, великий, верный, героический, гибельный, глухой, горький, грандиозный, губительный, длительный... Словарь эпитетов русского языка
  16. путь — ПУТЬ, и, путём, о пути, мн. и, ей, ям, м. 1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому-чему: дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. держите?... Толковый словарь Ожегова
  17. путь — ПУТЬ, пти, пути, путь, путём, о пути, мн. пути, путей, путям, ·муж. 1. Полоса земли, предназначенная, приспособленная для передвиния, то же, что дорога в 1 ·знач. «Кибитка летела по гладкому зимнему пути.» Пушкин. Проложить путь куда-нибудь. Летний путь. Толковый словарь Ушакова
  18. путь — ПУТЬ -и; м. 1. Полоса земли, служащая для передвижения (езды и ходьбы); дорога. Проложить новый п. (также: стать первооткрывателем, первопроходчиком в каком-л. деле). Прямой, извилистый п. Зимний, летний п. П. в горах, в горы. Толковый словарь Кузнецова
  19. путь — Общеславянское слово индоевропейского происхождения. В древнеиндийском находим panthas – "дорога, путь". К той же основе восходит и современное английское path – "тропа, путь". Этимологический словарь Крылова
  20. Путь — В старину, кроме обычного значения дороги, обозначал еще: 1) всякое средство к достижению известного дохода; П. назывался всякий промысел, всякая хозяйственная статья и сельскохозяйственные угодья: рыбные ловли, бортные ухожья, бобровые гоны и проч. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  21. Путь — ☼ мифологема движения, пространственно-временной ориентации и цели; аспект смысла жизни и вектор истории; универсалия научного и худож. познания и культурного творчества. Своим универсализмом архаич. семантика... Словарь по культурологии
  22. путь — М., род. п. -и́, диал. также ж. р. (воронежск.), укр. путь ж., блр. пуць м., ст.-слав. пѫть ὁδός (Супр., Остром.), болг. път, сербохорв. пу̑т, род. п. пу́та, словен. рȯ́t м., ж., чеш. роut ж., слвц. рút᾽, польск. pąć, род. п. ра̨сiа, в.-луж. puć, н.-луж. Этимологический словарь Макса Фасмера
  23. путь — путь м. 1. Полоса земли, служащая для передвижения (езды, ходьбы); дорога. || Любое место, линия в пространстве, по которым или в пределах которых производится передвижение, сообщение. || Железнодорожная или трамвайная колея. Толковый словарь Ефремовой
  24. путь — ПУТЬ м. (в вор. путь ж.) дорога, ездовая, накатанная полоса, ходовая тропа. Проложить путь. Мощеные пути. Пути непроезжие, распутица. Зимний, летний путь. Путь дорожка! общее пожелание встречному. Толковый словарь Даля