Пир

Произведение Платона, содержащее одну из классических версий изложения базовых идей платоновской философской концепции и занимающее в силу этого важнейшее место в системе его диалогов. По традиционным данным (К.Гильдебрандт, С.К.Апт), "П." написан не ранее середины 70-х и не позднее 60-х 4 в. до н.э., согласно современной трактовке, эту дату относят к середине 80-х, т.е. его создание приходится как раз на платоновское акмэ (см. Платон). "П." является фундаментальным текстом классической философской традиции (см. Классика — Неклассика — Постклассика) и типичным произведением в авторской системе отсчета Платона. Так, логическая композиция "П." организована как воспроизведение дискуссии мудрецов по поводу выявления сущности определенного, специально избранного феномена — в данном случае в качестве такового выступает любовь (конкретно — персонифицированный Эрос древнегреческого пантеона). Структурно диалог включает в себя: 1) сюжетно-композиционное введение: описание разговора Аполлодора с Главконом о пире в доме Агафона, на котором присутствовал Аристодем из Кидафии, друг Аполлодора; согласие последнего воспроизвести рассказ Аристодема о происходившем на этом пиру, главным среди которого было произнесение всеми присутствовавшими, по предложению Павсания, "похвальных речей" Эросу. Таким образом, "П." может быть отнесен к "симпосиям" (от греч. symposion — "совместное питье", что означало ту стадию пира, когда гости переходили от вкушания блюд к интеллектуальной или развлекательной беседе вокруг кратера с вином) — "застольным беседам" как литературному жанру (ср. " Ксенофонта Афинского, " семи мудрецов" и "Девять книг пиршественных вопросов" Плутарха, "Софисты за пиршественным столом" Атенея, "Сатурналии" Макробия, ", или Кронии" Юлиана и т.п.), и в этом отношении традиционные переводы его исходного названия "Symposion" (русское "П.", французское "Bunquet" и др. — в отличие от лат. "соnvivium") не передают достаточно точно идеи его замысла; II) содержательное изложение семи соответствующих панегириков: 1) речь Федра: древнейшее происхождение Эроса ("любящий божественней любимого, потому что он вдохновлен Богом"); 2) речь Павсания: два Эроса ("коль скоро Афродиты две, то и Эротов должно быть два... Из этого следует, что... Эротов, сопутствующих обеим Афродитам, надо именовать соответственно небесным и пошлым"), — данный постулат Платона оказал неизгладимое влияние на историю интерпретации любви в европейской культурной традиции, во многом определив не только концептуально-содержательные векторы ее эволюции, но и многие ее проблемные узлы, включая типичные для европейского менталитета фобии и комплексы (см. Любовь); 3) речь Эриксимаха: Эрос разлит во всей природе ("Эрот... живет не только в человеческой душе и не только в ее стремлении к прекрасным людям, но и во многих других ее порывах, да и вообще во многом другом на свете — в телах любых животных, в растениях, во всем, можно сказать, сущем, ибо он Бог великий, удивительный и всеобъемлющий, причастный ко всем делам людей и богов"), — идеи данного фрагмента "П." послужили важнейшей предпосылкой формирования эманационных концепций неоплатоников (см. Эманация) и мистической традиции христианства; 4) речь Аристофана: Эрос как стремление человека к изначальной целостности ["когда-то наша природа была не такой, как теперь... Люди были трех полов, а не двух, как ныне, — мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез и от него сохранилось только имя, ставшее бранным — андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов — мужского и женского. [...] Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов... И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними... Наконец Зевс... стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины... Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу. Итак, каждый из нас половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней...", — данная легенда, предложенная Платоном, наложила глубокий отпечаток на художественную традицию Запада, подвергая любовь различным на протяжении истории романтическим интерпретациям: от средневекового сюжета о Тристане и Изольде и куртуазной лирики трубадуров до пушкинского письма Татьяны к Онегину ("То в высшем суждено совете, // То воля неба: я — твоя") и современных кинематографических мелодрам]; 5) речь Агафона: совершенство Эроса ("Эрот, который сначала был сам прекраснейшим и совершеннейшим Богом, стал потом источником этих же качеств для прочих"); 6) речь Сократа: цель Эроса — овладение благом (".. .Любовь — это всегда любовь к благу. [...] ...Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном. [...] Любовь — стремление родить и произвести на свет в прекрасном. [...] Вот каким путем нужно идти в любви — ... от одного прекрасного тела к двум, от двух — ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это — прекрасное"); — данная "речь" репрезентирует авторскую позицию Платона (изложение которой, как это характерно для платоновских диалогов в целом, вложено в уста Сократа), — позицию, во многом определившую: в системе отсчета философской традиции — не только платоновскую трактовку блага, но и европейский идеализм в целом (см. Идеализм); в системе отсчета западного типа ментальности — не только историю философских интерпретаций любви, но и эволюцию представлений о любви в целом, наложивших существенный отпечаток на специфику ментальности западного типа, включая и характерные для нее романтические идеалы (непременно сопрягающие любовь с "высшим благом"), и своего рода трансцендентализацию любви (классическим образцом которой являются тексты писем А.Блока к жене), и даже стереотипы эротического поведения, — не случайно П.Слотердайк к числу важнейших задач современных интерпретационных стратегий в отношении любви называет ее декогнитизацию (см. Любовь); 7) речь Алквиада: панегирик Сократу ("он похож на тех силенов... которых художники изображают с какой-нибудь дудкой или флейтой в руках. Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов..."); III) композиционное заключение, подводящее фабульный итог рассказа о пире в доме Агафона. Центральным моментом философского содержания "П." является развитие Платоном эйдотической концепции (см. Эйдос). К моменту создания "П." идея эйдоса как таковая была уже выдвинута Платоном (диалог "Федон" и др.), заложив основу философского идеализма в его классическом понимании (см. Идеализм). В контексте "П." данная идея существенно обогащается трактовкой эйдоса в качестве предела (в математическом смысле этого слова) бытия вещи, — и последнее понимается в данном случае именно как процессуальное стремление к эйдосу. Кроме того, "П." может быть рассмотрен как первый историко-философский прецедент полноты и корректности постановки вопроса о соотношении общего и отдельного, без которого не были бы возможны такие феномены европейской ис- торико-философской традиции, как диалектика Гегеля и диалог номотетической и идиографической парадигм в философии истории.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. пир — -а, предл. о пире, на пиру и на пире, мн. пиры, м. Празднество, торжество с обильным и роскошным угощением. Свадебный пир. □ Чертог сиял. Гремели хором Певцы при звуке флейт и лир. Царица голосом и взором Свой пышный оживляла пир. Пушкин, Египетские ночи. Малый академический словарь
  2. Пир — о. см. Пираллахи Топонимический словарь
  3. ПИР — (перс. тадж. и дари — старый, старик, старец) — в дервишских орденах Бл. и Ср. Востока гл. духовный наставник, основатель дервишского ордена или секты. В широком смысле слова П. — прославившийся своей набожностью человек. Могила или обитель П. — место паломничества. Советская историческая энциклопедия
  4. ПИР — В мифологии татар-мишарей злой дух. Считалось, что П. могут лишить человека рассудка, а чтобы излечиться, надо совершить жертвоприношение на развилке трех дорог. Разновидностью П. считались бичура и шурале. в. в. Мифологическая энциклопедия
  5. пир — Пир/. Морфемно-орфографический словарь
  6. пир — орф. пир, -а, предл. на пиру, мн. -ы, -ов Орфографический словарь Лопатина
  7. пир — В чужом пиру похмелье — неприятность из- за других, из- за чего-н. постороннего. ► Плохое дело в чужом пиру похмелье. Фразеологический словарь Волковой
  8. пир — • пост инструментальной разведки Сокращения, применяемые в СССР
  9. пир — • настоящий ~ Словарь русской идиоматики
  10. пир — Сеть peer Клиент, участвующий в раздаче материала в файлообменной сети. Словарь компьютерных терминов
  11. пир — Пиршество, пирушка, вечер, вечеринка, выпивка, гулянка (погулянки), кутеж, попойка, пьянство, торжество; угощение, бражничанье, празднество, фестиваль, вакханалия, оргия, афинские вечера; обед, ужин, пикник, бал, банкет... Словарь синонимов Абрамова
  12. Пир — • Convivium, συμπόσιον (ср. Cibus, Пища), σύνδειπνον, обед или пирушка, которую особенно страстно любили и справляли римляне и которую их поэты прославили с вдохновленным увлечением. Словарь классических древностей
  13. пир — Общеслав. Образовано с помощью суф. -ръ (ср. аналогичные мир, дар, жир и т. п.) от пить «пить». Этимологический словарь Шанского
  14. пир — Баснословный, беззаботный, безудержный, беспечный, буйный, великолепный, веселый, грандиозный, застольный, званый, лукуллов (лукулловский), небывалый, невообразимый, обильный, оживленный, помпезный, праздничный, пышный, пьяный, развеселый (разг. Словарь эпитетов русского языка
  15. пир — • Беспечный (Брюсов). • Буйный (Пушкин). • Веселый (Фруг). • Зазвонистый (Мельн.-Печерский). • Кипучий (Фруг). • Кошмарный (Бальмонт). • Развратный (Минский). • Шумный (Андреевский, Брюсов, Хомяков, Лермонтов, Фруг). Словарь литературных эпитетов
  16. пир — ПИР -а, предл. о пире, на пиру и на пире; мн. пиры; м. 1. Празднество, торжество с обильным и роскошным угощением. Свадебный п. Устроить, собрать п. П. пировать (трад.-поэт.; пировать). П. горой;... Толковый словарь Кузнецова
  17. пир — ПИР, пира, о пире, на пиру, мн. пиры, ·муж. (·устар., теперь ·ритор. ). 1. Большой званый обед или ужин с обильным и роскошным угощеньем. «И садятся все за стол, и веселый пир пошел.» Пушкин. «Мы пируем пир веселый и за родину мы пьем.» Языков. Толковый словарь Ушакова
  18. пир — Общеславянское существительное, образованное суффиксальным способом (посредством суффикса ръ) от глагола пиши – "пить". Таким образом, пир – это застолье, на котором обильно течет хмельное. Этимологический словарь Крылова
  19. пир — пир м. 1. Большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями. 2. перен. устар. Сражение, война, кровопролитие. Толковый словарь Ефремовой
  20. пир — Род. п. -а, др.-русск., ст.-слав. пиръ ἄριστον (Супр.), болг. пир, сербохорв. пи̑р "свадьба", словен. pȋr. Древняя основа на -u, откуда пирова́ть, болг. пиру́вам; см. Мейе, RS 6, 131. От пить, пью; см. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. пир — ПИР м. (см. пира) пиршество ср. пируха ж. пирушка умалит. многолюдное угощенье, большой званый обед, ужин, иногда с музыкой, пляской и с другими потехами. Пир свадебный, именинный. У них пир горой идет. Пир на весь мир. Каковы гости, таков и пир. Толковый словарь Даля
  22. пир — ПИР, а, о пире, на пиру, в пиру, мн. пиры, ов, м. 1. Богатое и торжественное угощение с приглашением многих гостей. Княжеский п. Задать п. П. горой (разг.). П. на весь мир (погов.). 2. Об обильном угощении, вкусной еде (разг.). За ужином у нас сегодня целый п. Толковый словарь Ожегова