Панславизм

Идея славянской культурно-политической взаимосвязи, находящая выражение в различных концепциях политической философии. Термин "П." был введен в нач. 40-х гг. XIX в. для обозначения "сепаратистских и прорусских" настроений и движений славян Австрийской империи, хотя как явление П. возник раньше и получил определенное теоретическое оформление у ряда славянских мыслителей, напр., в идее "славянской взаимности" словацкого ученого П. Й. Шафарика. В России предвосхищением этих идей послужила высказанная Крижаничем мысль, что "русское племя и имя есть всем остальным вершина и корень"; он же выдвинул проект распространения рус. языка как средства всеславянского общения. Как идейно-политическое течение, ставящее своей целью достижение всеславянского единения под эгидой одного из народов (в первую очередь рус. и польского) или в форме федерации, П. начал оформляться с кон. XVIII — нач. XIX в. В форме призыва к конфедеративному союзу всех славянских народов на началах демократизма П. был присущ Об-ву объединенных славян, возникшему в 1818 г. и организационно оформившемуся в 1823 г. В него входили рус. офицеры и польские шляхтичи, не чуждые идей масонства. Нек-рые положения относительно славянского единения на федеративных началах были восприняты петрашевцами, но революционно-демократическое крыло П. сформировалось все же в Европе благодаря революционным инициативам М. А. Бакунина, поддерживаемым Герценом. В свою очередь Погодин в "Записках" обосновывал позиции доминирования Российской Империи в решении славянского вопроса, дав идее П. "консервативный" облик. "Консервативный" П. все более проникал в официальную идеологию, стимулируя соответствующий подход к решению т, наз. "вост. вопроса", что проявилось, напр., в Крымской войне. Оба варианта П. подверглись критике в произв. К. Маркса и Ф. Энгельса. "Консервативный вариант" они расценивали как выражение имперских устремлений рус. самодержавия, "демократический" — как апологию земледельческого производства и отсталости. Предпочтительнее им казалась линия на ассимиляцию славянства "передовыми народами", в первую очередь — немцами. В ст. "Демократический панславизм" (1849) Ф. Энгельс писал: "...кроме поляков, русских и, самое большее, турецких славян, ни один славянский народ не имеет будущего..." Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 294). Трактовки П. как орудия рус. абсолютизма придерживались мн. зап. социальные мыслители, что подчеркивал, напр., А. Н. Пыпин. "Под русским панславизмом западные писатели разумеют обыкновенно, принимаемое ими за несомненное, стремление России воспользоваться племенными влечениями славянских народов, слабых в отдельности, для установления своего влияния или господства над ними с тем, чтобы грозить потом Европе" (Пыпин А. Н. в прошлом и настоящем. С. 73). С его т. зр., П. не столько политическое течение, сколько "философско-историческое построение, которое никогда не было правительственной системой", между тем его сущность "злостного политического плана была принята как факт" (Там же. С. 171, 172). Определенные панславистские положения высказывались славянофилами, хотя их внешнеполитические ориентации не в полной мере совпадали с П. Более четко установки П. просматриваются в работах Данилевского (прежде всего "Россия и Европа") и В. И. Ламанского, а нек-рые трактовки "славянской идеи" в сугубо консервативном духе К. Н. Леонтьевым и Победоносцевым вызывали отпор со стороны не только революционно-демократически ориентированных, но и либеральных кругов. Влияние этой идеи уже в форме неославизма проявилось в нач. XX в., особенно после Славянского съезда в Праге в 1908 г. Заметный вклад в его развитие внесли В. А. Бобринский, Милюков, П. Б. Струве. Они отказывались от опоры на монархическое начало в осуществлении П. и в то же время исходили из посылок европеизма в решении ряда проблем славянства. Хотя идеи П. и неославизма и входили в идеологическое обоснование позиции России в 1-й мировой войне, об-во (в отличие от 1877-1878 гг.) они не воодушевляли. Образование ряда славянских государств после 1918 г. можно было бы считать осуществлением "демократического варианта" П., если бы не противоречия между ними и не реванш идеи пангерманизма в форме национал-социализма. Соответственно Россия (СССР) вновь взяла на себя миссию освобождения и объединения славянских народов в годы 2-й мировой войны. Не исчезли импульсы к утверждению "славянской идеи" и в настоящее время.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Панславизм — Националистическая идеология и соответствующее ей политическое течение в среде русского дворянства и буржуазии во 2-й половине 19 — начале 20 вв. Идеи П. разделялись отдельными славянскими политическими деятелями различной политической окраски (Л. Большая советская энциклопедия
  2. ПАНСЛАВИЗМ — ПАНСЛАВИЗМ – теория культурно-исторической общности славянских народов. Предтечей панславизма был хорват Юрий Крижанич, приехавший ко двору царя Алексея Михайловича и выдвинувший идею славянского единения. Новая философская энциклопедия
  3. ПАНСЛАВИЗМ — ПАНСЛАВИЗМ (от греч. pan — всё и slavus — славянин) — англ. panslavism; нем. Panslaunsmus. Идейное и соц.-полит. движение, возникшее в XIX в., направленное на культ, и полит, объединение всех славянских народов. Социологический словарь
  4. ПАНСЛАВИЗМ — Обществ.-политич. течение, в основе взглядов к-рого лежало представление о стремлении слав. народов к противопоставлению себя др. народам и к гос. единству с царской Россией. В кон. 18 — нач. 19 вв., в условиях сравнительно быстрого развития капиталистич. Советская историческая энциклопедия
  5. панславизм — Пан/слав/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  6. панславизм — орф. панславизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. Панславизм — Национальная идеология, сложившаяся в России как следствие поражения в Крымской войне (1853-1856), а также подавления Польского восстания (1863-1864). Словарь социолингвистических терминов
  8. панславизм — Идеология, сложившаяся в России как следствие поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.), а также подавления Польского восстания (1863-1864 гг.) и переставшая существовать как активная идеология после Октябрьской революции 1917 г. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  9. панславизм — ПАНСЛАВИЗМ а, м. panslavisme m. Возникшее в 30-е гг. 19 в. реакционное политическое течение, стремящееся к объединению всех славянских народов под властью русского царизма. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  10. панславизм — панславизм , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  11. панславизм — Стремление славян к полному их объединению Ср. Панславизм - это ящик Пандоры, подсунутый нам злым московским колдуном. В.А. Полетика. См. ящик Пандоры. Фразеологический словарь Михельсона
  12. панславизм — ПАНСЛАВ’ИЗМ, панславизма, мн. нет, ·муж. (·ист. ). Националистическое течение среди реакционной монархической буржуазии России и некоторых других славянских стран в 19 ·в. и в начале 20 ·в., стремившееся к объединению славянских государств с царской Россией во главе; см. пан.... Толковый словарь Ушакова
  13. панславизм — См. панслависты Толковый словарь Даля
  14. ПАНСЛАВИЗМ — ПАНСЛАВИЗМ — 1) термин, введенный в 1840-х гг. австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов. 2) Течение в российской общественной мысли 2-й пол. Большой энциклопедический словарь
  15. Панславизм — Идея объединения славянских народов под главенством русского царя в к. XVIII – нач. XX вв. Возник из стремления к независимости славян, порабощенных Турцией и Австро-Венгрией. Словарь по культурологии
  16. панславизм — ПАНСЛАВИЗМ, а, м. Идейно-политическое течение 19 нач. 20 в., отражающее стремление к политическому объединению и духовному единению славян. | прил. панславистский, ая, ое и панславянский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  17. Панславизм — См. Славянство. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона