Неореализм

Неоднородное философское течение, возникшее на рубеже XIX-XX веков. Отправной пункт Н. был заложен в работах австр. философов Брентано и Мейнонга. Согласно их взглядам, то, что воспринимается и осознается человеком существует независимо от самих этих актов восприятия и осознания. В анализ этой независимой природы интенциональных объектов включились О. Краус, К. Штумпф и др., что оживило интерес к реалистической (в средневековом смысле) интерпретации предметов знания, которые понимались как "нейтральные" (не квалифицируемые в терминах традиционной субстанциональности) умопостигаемые сущности. Эти идеи не обрели большой популярности, но оказали влияние на формирование других течений, в частности феноменологии Гуссерля и критической онтологии Гартмана, в которых реалистические идеи играют значительную роль. В брит. философии зачинателем Н. был Мур, резко выступивший в начале века против берклианства и англ. абсолютного идеализма. Он обосновал реальность объекта познания и одновременно его непосредственную данность субъекту. В США Н. возник в 1910, когда Р.Б. Перри, У.П. Монтегю, Э.В. Холт, У.Т. Марвин, Э.Г. Сполдинг и У.Б. Питкин обнародовали "Программу и первую платформу шести реалистов" ("The Program and Platform of Six Realists // Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1910. V. VII.). Спустя два года они представили свою концепцию в более систематизированном виде в кн.: "Новый реализм" (The New Realism. N.Y., 1912). В этих программных работах они выступили против характерного для различных видов идеализма, а также позитивизма и прагматизма сведения бытия к опыту субъекта. Одновременно они отрицали дуализм традиционных материалистических трактовок отношения субъекта и объекта и вытекающий из него психологизм в эпистемологии. Сам Н. исходит из тезиса о "имманентности независимого". Его онтологические принципы подкрепляются теорией познания, согласно которой средством постижения истины является акт непосредственного "схватывания" мыслью объекта в целом. На это средство опираются как научно-теоретическое, так и обыденное сознание. Они различаются лишь целевыми установками и предметными сферами. Концепция Н. была подвергнута критике представителями неопозитивизма и критического реализма, что сильно ослабило ее позиции. В 1931 возникла группа "религиозного реализма" (к ней примкнул Монтегю), но влияние ее было незначительным и непродолжительным. Новая попытка консолидировать неореалистическое движение выразилась в создании в конце 40-х годов в США Ассоциации реалистической философии, которая также просуществовала недолго. Ее члены издали кн. "Возвращение к разуму: очерки по реалистической философии" (The Return to Reason: Essays in Realistic Philosophy. Chicago, 1963), в которой приняли участие реалисты старшего и младшего поколений. Наряду с отмеченными существовала форма Н., ориентирующаяся на космизм и эволюционистскую метафизику. В Великобритании она была представлена С. Александером и Ч.Д. Броудом, у которых плюралистическая онтология (субстанциональную основу бытия у них составляли пространственно-временные "точки-моменты") соединялась с теистическим вариантом эмерджентной эволюции. Свои построения они также пытались подкрепить концепциями современной науки, в частности теории относительности. Сходные черты присущи "философии процесса" Уайтхеда, Ч. Хартсхорна и близкого к ней "экспериментального реализма" А. Г. Джонсона, разработанного на базе процессуализма Уайтхеда. Идеи Н. получили наибольшее распространение в англоязычных странах, однако это течение не выдерживало критики со стороны философов-аналитиков, которые обычно предпочитали более изощренные виды реализма или же придерживались инструменталистско-прагматических позиций. A.M. Каримский Хилл Т.Н. Современные теории познания. М., 1965; J.K. Feibleman. The Revival of Realism. Chapel Hill, 1946; R. Chisholm. Realism and the Background of Phenomenology. Glencoe, III., 1960; R. Harre. Varieties of Realism. Oxford, 1986; Neorealism and its Critics. N.Y., 1986.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Неореализм — I Неореали́зм одно из направлений современной буржуазной философии. На формирование Н. оказала влияние Шотландская школа, а также идеи Ф. Брентано, А. Мейнонга, Э. Маха (Австрия) и раннего Б. Рассела (Великобритания), Теоретико-познавательные принципы... Большая советская энциклопедия
  2. НЕОРЕАЛИЗМ — НЕОРЕАЛИЗМ – течение в англо-американской философии, которое возникло на рубеже 19–20 вв. и для которого было характерно признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту. Новая философская энциклопедия
  3. неореализм — Нео/реал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  4. неореализм — орф. неореализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. неореализм — НЕОРЕАЛИЗМ а, м. néo-réalisme m. Художественная тенденция в живописи в духе реалиста Курбе. Реализм был густая, полновесная и тяжелая живопись масляными красками. Нео-реализм хочется сравнить с акварелью, из под которой сквозит лирический фон души. Волошин Лик творчества 62. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Неореализм — Направление в итальянской живописи и графике середины 1940-х — середины 50-х гг. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, литературе и театре. Художественная энциклопедия
  7. неореализм — НЕОРЕАЛИЗМ -а; м. 1. Современное философское направление, связанное с возрождением и развитием идей реализма (1 зн.). // Направление в изобразительном искусстве (главным образом США) 50 — 60-х гг. Толковый словарь Кузнецова
  8. неореализм — [см. нео… + реализм] – одно из направлений в англо-американской философии 20 в. (Мур, Александер, Перри); направление в итальянском кино и литературе 40–50-х годов 20 в. (Висконти, Де Сика, Пратолини, Леви). Большой словарь иностранных слов
  9. НЕОРЕАЛИЗМ — НЕОРЕАЛИЗМ — направление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Большой энциклопедический словарь
  10. неореализм — неореализм м. 1. Философское направление XX в., связанное с возрождением и развитием идей реализма реализм I 2. Направление в киноискусстве и литературе, зародившееся после Второй мировой войны в Италии, которое отстаивало идеи свободы, социальной справедливости, человеческого достоинства. Толковый словарь Ефремовой