Модернизм

Неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и — соответственно — идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции); 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности — с другой; (Идея абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще Кантом, выдвинувшим стратегию "критики" различных — "чистого" и "практического" — разумов — см. Kritik.) 3) позитивистские идеи (начиная от Конта), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки), и аналогичная этим идеям программа, предложенная в рамках марксизма, согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям (идеология как "ложное сознание"); задача философской рефлексии усматривалась в "изменении мира" ("Тезисы о Фейербахе" Маркса). Таким образом, идеал отражения действительности и когнитивный пафос классического мировоззрения замещался установкой на социальный конструктивизм; 4) традиция художественного символизма, очертившая пространство и задавшая механизмы абстрактного моделирования возможных миров. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной деятельности человека, позитивности "разрыва" с классической традицией составили основу М. как особого типа философствования. В качестве основных характеристик М. могут быть зафиксированы: 1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную открытость системы мира: психологическая артикуляция бытия у Шопенгауэра, лингво-математическая у Куайна, экзистенциальная у Сартра и т.п. (см. Онтология); 2) интенция на инновацию (при перманентной смене критериев новизны), нашедшие свое выражение в педалированном акцентировании в М. метафоры "молодость"; акцентированный антитрадиционализм (вплоть до постулирования значимости воинствующего эпатажа, перманентного бунта и поворотных разрывов с предшествующей традицией); 3) пафосный отказ от классической идеи "предустановленной гармонии" (инициированный сомнениями по поводу амбиций разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагается неизбывной характеристикой существования человеческого рода (см. Хаос, Хаосмос); 4) преодоление трактовки человека как "слепка" Бога и отказ от монистического гуманизма (плюральные версии гуманизма в экзистенциализме, марксизме, неофрейдизме и т.д.; переосмысление сущности и направленности гуманизма как такового: идея "сверхчеловека" Ницше, "негативный гуманизм" Глюксмана и др.), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формирования "нового человека", предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма (см. Сверхчеловек, Ницше); 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам, ими же самими и созданными, исторически преходящими и релятивными, и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции; 6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации ("перекодирования") культуры, что, в свою очередь, порождало потребность в новом художественном языке. Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, — понятия мыслятся не как предзаданные "истинной" природой онтологии, а как конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыражения художника — до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии; 7) идея вариативности разворачивания процессуальности: многовариантность становится для М. типичным и атрибутивным параметром культуры: три финала в "Трехгрошовой опере" Б.Брехта, четыре рассказчика в "Шуме и ярости" у У.Фолкнера, четыре версии легенды о Прометее в "Прометее" Кафки, несколько развитии сюжета из одного зачина у Э.Хемингуэя в "Посвящается Швейцарии" — расхожая формула "возможны варианты" становится знамением времени — с течением этого времени это приведет к формированию идеи пустого знака, открытого для вариативного означивания (см. Пустой знак, Означивание). В общем разворачивании традиции философии западного типа М. выступает важнейшим этапов конституирования постмодернистской парадигмы в философии (см. Постмодернизм).

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОДЕРНИЗМ — МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne – новейший, современный) – общее наименование в первую очередь художественных течений и практик, формировавшихся с кон. Новая философская энциклопедия
  2. модернизм — -а, м. То же, что модерн (в 1 знач.). [Критик Голоушев] видел в современном модернизме злое начало, разложение идейной реалистической живописи. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи. [франц. modernisme] Малый академический словарь
  3. МОДЕРНИЗМ — МОДЕРНИЗМ — англ. modernism; нем. Modernismus. 1. Направление в искусстве и литературе XX в., характеризующееся отрицанием традиционных форм эстетики прошлого, условностью стиля, экспериментаторством. Социологический словарь
  4. МОДЕРНИЗМ — (франц. modernisme) в религии — течение, сторонники к-рого считают необходимым приспособление религ. вероучения к уровню совр. науки и к новым явлениям в обществ. жизни как важнейшее условие укрепления позиций религии. Католич. М. возник в кон. 19 — нач. Советская историческая энциклопедия
  5. Модернизм — МОДЕРНИЗМ — см. Символизм. Литературная энциклопедия
  6. Модернизм — (франц. modernisme, от moderne — новейший, современный) — определение, относимое к ряду художеств. течений 20 в., общим признаком к-рых является более или менее решительный разрыв с эстетич. нормами и традициями классич. иск-ва. На отд. историч. Музыкальная энциклопедия
  7. модернизм — Модерн/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  8. Модернизм — I Модерни́зм (франц. modernisme, от moderne — новейший, современный) главное направление буржуазного искусства эпохи упадка... Большая советская энциклопедия
  9. модернизм — орф. модернизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  10. модернизм — МОДЕРНИЗМ а, м. modernisme m. 1. Упадочническое течение в искусстве и литературе эпохи империализма, характеризующаяся антинародностью, искажением действительности. БАС-1. Общее обозначение явлений искусства и литературы... Словарь галлицизмов русского языка
  11. Модернизм — (франц. modernisme, от moderne — новейший, современный), обобщающее наименование ряда художественных течений XX в., заключающих глубокий кризис буржуазной культуры эпохи империализма; основная направленность буржуазного искусства этого времени. Художественная энциклопедия
  12. модернизм — МОДЕРНИЗМ [дэ], -а; м. [франц. modernisme от лат. modernus — новый современный] В искусстве и архитектуре конца 19 — начала 20 в.: направление, основу которого составляют универсальные выразительные формы... Толковый словарь Кузнецова
  13. модернизм — МОДЕРНИЗМ [дэ], а, м. Общее название разных направлений в искусстве конца 19 начала 20 в., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. | прил. модернистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  14. модернизм — [дэ], модернизма, мн. нет, м. [фр. modernisme] (искус.). Течение в искусстве и литературе в конце 19 и начале 20 в. Большой словарь иностранных слов
  15. модернизм — МОДЕРН’ИЗМ [дэ], модернизма, мн. нет, ·муж. (·франц. modernisme) (иск.). Упадочное течение в искусстве и литературе в конце 19 и начале 20 ·в., враждебное реализму, с чертами декадентства и отчасти мистицизма. Толковый словарь Ушакова
  16. МОДЕРНИЗМ — МОДЕРНИЗМ — направление в католицизме кон. 19 — нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, "согласованию" его с современным научным и философским мышлением. Большой энциклопедический словарь
  17. Модернизм — (фр. modernisme) понятие, которое используется для обозначения всего комплекса авангардных направлений искусства и литературы конца Х1Х – ХХ вв. Основные черты модернизма – антиреализм, мистицизм, абсурдность, парадоксальность, апокалиптизм и др. Словарь по культурологии
  18. модернизм — модернизм м. 1. Общее название направлений в литературе и искусстве XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов и разрыв с реализмом. 2. Одна из форм приспособления религии к новым условиям её существования. Толковый словарь Ефремовой
  19. МОДЕРНИЗМ — МОДЕРНИЗМ (фр. Moderne — новейший, современный) — общее название художественно-эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. Новейший философский словарь