Модерн

(нем. die Moderne, фр. Modernite) — современность. Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа 20- 21 вв. в русле двух основных версий: I) По Хабермасу, именно "Гегель — первый философ, развивший ясное понимание современного; поэтому мы должны вернуться именно к Гегелю, если хотим понять внутреннее отношение, связывающее современность и рациональность, отношение, которое вплоть до Макса Вебера казалось само собой разумеющимся и которое сегодня ставится под сомнение". (Ср. у Ш.Бодлера: современность — умонастроение, противостоящее академизму, продолжающему классическую традицию. По Бодлеру, принцип "die Neuzeit" или "нового времени" сформулировал Гегель.) По мысли Хабермаса, в гегелевской трактовке современность характеризуется: 1) индивидуализмом нравов; 2) правом на критику или свободой совести; 3) автономией поведения (то, кем я являюсь, зависит от того, что я делаю, а не от того, кем были мои предки); 4) идеалистической философией. Согласно Хабермасу, "проблема построения Современности, исходя из нее самой, возникает в сознании, прежде всего в области эстетической критики... Постепенный отказ от античной модели произошел в начале XVIII века благодаря знаменитому спору Древних и Современных. Сторонники восстают против понимания Я, свойственного французскому классицизму в той мере, в какой последний уподобляет аристотелевское понятие совершенствования понятию прогресса, при этом идея прогресса была подсказана современной естественной наукой". Проект модерна, сформулированный в 18 в. философами Просвещения, по версии Хабермаса, состоит в том, чтобы "неуклонно развивать объективирующие науки, универсалистские основы морали и права и автономное искусство с сохранением их своевольной природы, но одновременно и в том, чтобы высвобождать накопившиеся таким образом когнитивные потенциалы из их высших эзотерических форм и использовать их для практики, т.е. для разумной организации жизненных условий". Как итог, — утверждает Хабермас, — с тех пор, "модерным, современным считается то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени". По убеждению Хабермаса, для осуществления М. как специфического "незавершенного проекта" необходимо направить "социальную модернизацию в другое некапиталистическое русло, когда жизненный мир сможет выработать в себе институты, которые ограничат собственную систематическую динамику экономической и управленческой системы деятельности". Постмодернизм в интерпретации Хабермаса оказывается покидающим "мир современности" течением "младоконсерваторов", присваивающих "ключевой опыт эстетического модерна, опыт совлечения покровов с децентрированной субъективности, освобожденной от всех ограничений когнитивного процесса и утилитарной деятельности, от всяческих императивов труда и полезности". II) В современной французской философии авторами концепта "Новое время" называются Кондорсе и Конт. По мысли Лиотара, М. суть эпоха господства метанарраций. Философия Гегеля в таком контексте понимается как подводящая итог и представляющая в совокупности все эти повествования, концентрируя в себе "спекулятивную современность". Метанарраций, по Лиотару, ищут узаконенности в подлежащем наступлению будущем, в подлежащей реализации Идее (свободы, Просвещения, социализма и т.п.). Но, по мысли Лиотара, современный проект (реализации универсальности) разрушен (итог Освенцима и Холокоста): "победа капиталистической техно-науки над другими кандидатами на универсальное завершение человеческой истории — не что иное, как еще один способ разрушить современный проект, делая вид, что его реализуешь". Народоубийство Освенцима и открывает пост-М. (См. изм, Постмодернизм.)

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Модерн — (франц. moderne — новейший, современный) 1. Одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве (в том числе и в одежде), появившаяся в конце XIX — начале XX вв., противопоставляющего себя искусству прошлого. (Подробно см. Энциклопедия моды и одежды
  2. модерн — -а, м. 1. Направление в изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 — начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого. В русской архитектуре модерн часто смешивался --- с декоративными элементами других стилей. Малый академический словарь
  3. модерн — Моде́рн/ и моде́рн, неизм. Морфемно-орфографический словарь
  4. Модерн — («Моде́рн»,) стиль «модерн» (франц. moderne — новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца 19 — начала 20 вв. Большая советская энциклопедия
  5. модерн — орф. модерн, -а и неизм. Орфографический словарь Лопатина
  6. модерн — Стиль в архитектуре конца XIX — начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в... Москва. Энциклопедический справочник
  7. модерн — МОДЕРН moderne adj. 1. Современный, нынешний. Сей человек своим плавным, с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. 1776. М.И. Козловский. // Мастера иск. 6 99. Словарь галлицизмов русского языка
  8. модерн — модерн , неизм. Орфографический словарь. Одно Н или два?
  9. Модерн — Стиль "модерн" (франц. moderne — новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля "модерн": "ар нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии... Художественная энциклопедия
  10. Модерн — Стиль, преобладавший в архитектуре и декоративном искусстве Европы с 1880-х годов до Первой мировой войны, который во Франции и Британии назывался «ар-нуво», в Германии «югендстиль», в Австрии «сецессион», в Италии «либерти»... Архитектурный словарь
  11. модерн — МОДЕРН [дэ], -а; м. [франц. moderne — новейший, современный] 1. В изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 — начала... Толковый словарь Кузнецова
  12. модерн — МОДЕРН [дэ]. 1. а, м. Направление в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Толковый словарь Ожегова
  13. модерн — [дэ], в знач. неизмен. прил. [фр. moderne] (книжн.). Стиль в искусстве конца 19 и начала 20 в. Стиль модерн. Большой словарь иностранных слов
  14. модерн — МОД’ЕРН [дэ], в знач. неизм. прил. (·франц. moderne) (·книж. ). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 ·в.; см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн. Толковый словарь Ушакова
  15. МОДЕРН — "МОДЕРН" (франц. moderne — новейший, современный) ("ар нуво", "югендстиль") — стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 — нач. 20 вв. Большой энциклопедический словарь
  16. Модерн — (фр. moderne – новый, новейший, современный) течение в искусстве, главным образом в архитектуре и прикладных искусствах к. XIX – нач. XX вв., характеризуется нарочитой причудливостью и надуманностью форм. Словарь по культурологии
  17. модерн — модерн I м. Направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX — начала XX в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, лаконизму и целостности форм. II м. То, что современно и модно. Толковый словарь Ефремовой