Эсхатология

Учение о конечности мира и человека, о том или ином характере "исхода" мировой истории, наличного бытия. Мифическая и религиозная традиции представляют преимущественно сюжетно-образные, символические варианты Э. (многочисленные варианты мифов о потопе, Апокалипсис, или Откровение Иоанна, Рагнарек скандинавской мифологии и т. п.). Философские учения, включающие эсхатологические мотивы, как правило, опираются на определенный тип мифической или религиозной Э. При этом происходит осмысление символов, образов, персонажей традиционной Э. в соответствии с основополагающими метафизическими, антропологическими и историософскими концепциями. Можно говорить о двух основных типах философской Э. в европейской культурной традиции: первый — Э. в рамках собственно религиозной и мистической философии, органично включенная в общий дискурс религиозно-философского синтеза; второй — имплицируемые эсхатологические мотивы в нерелигиозной теоретической философии, развивающиеся преимущественно в историософских и культурологических концепциях. Примером второго типа могут служить практически все классические схемы исторического процесса, взятого в социальнокультурных параметрах. Наиболее фундаментальная предпосылка Э. в контексте философско-теоретической системы — специфический способ мышления о мире и человеке в рамках оппозиций "абсолютное — иное", "первичное — производное", "подлинное — неподлинное". Сущность или смысл феноменального мира оказываются отнесенными к сфере первичного ноуменального бытия, первореальности (какой бы характер ей ни приписывался — идеальный, материальный, божественно-персональный и т. п.) Т. о. вырабатываются специфические основания Э.· в метафизике — принцип относительной самостоятельности сверхбытия и бытия феноменального мира, не обладающего полнотой и совершенством первореальности; в антропологии — принцип несовершенства человеческой природы, отчуждения идеальной человеческой сущности от реального индивида, дихотомии "духовного" и "материального"; в социально-историческом познании — утверждение принципа историзма. Общая логика, обосновывающая вписанность Э. в классическое философско-теоретическое мышление, представляется следующей: отчуждение — становление через диалектику взаимоотчужденных начал — снятие отчуждения. Следует отметить, что Э. или специфические эсхатологические мотивы отнюдь не сводятся к представлениям о "конце света", вселенском катаклизме, глобальной деструкции. Мотив гибели феноменального сопровождается утверждением неизбежности воссоединения отчужденных начал, формирования, кристаллизации некоего нового вселенского строя, универсального в своих манифестациях, характеризуемых единством как результатом -диалектического становления. В этом смысле не столь важно, каково теоретическое и ценностное предпочтение в рамках конкретной философской системы, т. е. каков конечный итог становления: торжество "Града Небесного" над "Градом Земным" (Августин) либо гармонизирующий синтез абсолютного и конкретного (гегелевская схематика процесса самораскрытия Абсолютного Духа). В методологическом плане вписанность Э. в социально-философский дискурс означает несколько существенных моментов. Прежде всего, это присущее классической европейской традиции предписывание социально-историческому процессу имманентно-трансцендентной логики, предзаданность цели самого процесса и той или иной стратегии ее достижения. Тем самым достигается двойная цель: с одной стороны, господствующий в классической философии (особенно рационалистической и позитивистской) принцип прогресса становится своего рода аксиомой, неверифицируемой и, следовательно, неопровержимой в пределах данной парадигмы логико-теоретического мышления. С другой стороны, подтверждается фундаментальная идея прогностической непогрешимости рационалистического дискурса, базирующегося на категориальных оппозициях. В конечном счете, фактически все схемы исторического, социально-культурного процесса как эволюции, прогресса, поступательно-линейного развития включают характерные мотивы эсхатологического воззрения на мир и человека. Их важность подтверждается и тем, что попытки преодолеть линейнопрогрессивную схематику истории (к примеру, "цивилизационный подход") не изживают ее эсхатологического параметра: миросистемные концепции относительно замкнутых цивилизаций или "культурно-исторических типов" (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби), устраняя проблему Э. в универсальном смысле, придают ей смысл "локальный", когда отдельная цивилизация проходит полный цикл своего существования до разложения и гибели. Антропологический смысл Э. также обладает определенной двойственностью: с одной стороны, эсхатологические концепции основываются на определении наличного человеческого бытия как неподлинного, неполного, нуждающегося в завершении (как через нравственное возвышение индивида, так и через историческое восхождение к высшему уровню существования человечества); с другой стороны, Э. в христианской культуре способствует утверждению антропоцентризма. Обреченность человечества на преодоление собственной ограниченности представляется центральным пунктом универсального процесса (цикла) мирового становления. В религиозно-философской традиции тварный мир гибнет в смысле своей тварности, но "спасается" в смысле своей причастности высшему порядку божественного космоса; и эта причастность утверждается и раскрывается именно в человеческой социально-культурной созидательной деятельности (трансформирующейся в свободном, но провиденциально гарантированном утверждении церкви как идеального сообщества совершенных личностей, соравного в своем совершенстве и единстве Богу). Классическая рационалистическая метафизика трансформирует этот характерный мотив в соответствии с присущими ей логико-понятийными конструктами: Гегель утверждает возможность полного раскрытия Духа через единство культурно-познавательной и социально-исторической деятельности человека. Фактически, сам момент этого раскрытия имплицитно вводит постулат "конца истории" как преодоления отчужденности феноменального и абсолютного. При этом остается некая принципиальная неразрешимость дальнейшей судьбы человека и мироздания, воплотивших синтетический идеал Универсального разума. Европейская культура выдвигает два основных варианта разрешения этой проблемы: Богочеловечество (религиозная традиция) и сверхчеловечество (натуралистический и технологический эквивалент христианской мистики Богочеловечества). Оба варианта тесно связаны с Э. в своих характеристиках преодоления изначальной ограниченности человеческого существа и существования; Богочеловечество предполагает универсальное снятие отчужденности человека и человеческого мира от космического единства, порождаемого и поддерживаемого творческими силами абсолюта; это совершается за счет индивидуально-социального "обожения" (см."Богочеловечество"). Сверхчеловечество (также связанное с антропологической парадигмой христианства) есть преодоление отчужденности посредством технического, научного овладения природой (потенциально — во вселенском масштабе), с чем связано и изменение самого человека — как в смысле физиологическом, так и в социальном, культурном, этическом, мировоззренческом. Радикальный вариант сверхчеловечества дан Ф. Ницше (индивидуально-нравственные мотивы) и Н. Федоровым (социальнотехнологические и космические мотивы). Э., являясь в целом неотъемлемой частью культуры, в ситуации постсовременности приобретает новые параметры, прежде всего экологические. Эсхатологическая проблема может быть осмыслена вне дискурса "сверхреальность — реальность", но в фокусе самоуничтожения. Д. В. Пивоваров

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Эсхатология — (от греч. éschatos — последний, конечный и ...Логия) религиозное учение о конечных судьбах мира и человека, Следует различать индивидуальную Э., т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную Э., т. Большая советская энциклопедия
  2. эсхатология — -и, ж. Религиозное учение о конце мира, о конечных судьбах мира и человека. Христианская эсхатология. □ Мне стала известна талантливая и смелая работа 1919 года о мусульманской эсхатологии в «Божественной комедии» Данте. Малый академический словарь
  3. ЭСХАТОЛОГИЯ — ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos — последний, конечный и logos — слово, учение) — англ. eschatology; нем. Eschatologie. Религиозное учение о конечных судьбах мира и человека; различают индивидуальную эсхатологию, т. Социологический словарь
  4. ЭСХАТОЛОГИЯ — ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. ἔσχατος – последний, конечный) – в религиозных мировоззренческих системах учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего в «вечности», т.е. Новая философская энциклопедия
  5. ЭСХАТОЛОГИЯ — (от греч. esxatos — последний, конечный и logos — слово, учение) — совокупность религ. представлений о конце мира, завершении историч. процесса, конечных судьбах человечества (универсальная Э.), загробной жизни отдельного человека (индивидуальная Э.). Советская историческая энциклопедия
  6. эсхатология — орф. эсхатология, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. эсхатология — ЭСХАТОЛОГИЯ и, ж. eschatologie f. <�гр. eschatos крайний, последний + logos знание. В различных религиях — учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о так наз. загробной жизни и т. п. Иудейская эсхатология. Словарь галлицизмов русского языка
  8. ЭСХАТОЛОГИЯ — ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos — последний и logos — учение) — религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира. Впервые Э. получила оформление как стройная система представлений в мессионерской деятельности иудейских пророков. Новейший философский словарь
  9. эсхатология — ЭСХАТОЛОГИЯ -и; ж. [от греч. eschatos — последний и logos — учение] Религиозное учение о конце мира, о конечных судьбах мира и человека. Православная э. Христианская э. Мусульманская э. ◁ Эсхатологический, -ая, -ое. Э-ие сочинения, сказания. Толковый словарь Кузнецова
  10. Эсхатология — (греч. eshatos – последний + logos – учение, слово) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. Словарь по культурологии
  11. Эсхатология — Греч. eschaton — конец во времени и пространстве, и logos — учение. Учение о предстоящем конце света, смысле земной истории, ее логическом завершении, конечной судьбе человека как индивидуума и биологического вида. Эсхатологические элементы присутствуют Краткий религиозный словарь
  12. ЭСХАТОЛОГИЯ — ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos — последний, конечный и...логия) — религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце. Большой энциклопедический словарь
  13. эсхатология — Эсхатологии, мн. нет, ж. [от греч. eschatos – крайний, последний и logos – учение] (истор. религ.). В различных религиях – учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о т. наз. загробной жизни и т. п. Большой словарь иностранных слов
  14. эсхатология — эсхатология ж. Религиозное учение о конце света, о конечных судьбах мира и человека, являющееся составной частью многих религий. Толковый словарь Ефремовой
  15. эсхатология — ЭСХАТОЛ’ОГИЯ, эсхатологии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. eschatos — крайний, последний и logos — учение) (·ист. рел.). В различных религиях — учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о ·т.н. загробной жизни и т.п. Иудейская эсхатология. Христианская эсхатология. Толковый словарь Ушакова
  16. Эсхатология — Учение о последних вещах, о конечной судьбе мира и человека — искони занимала религиозную мысль. Представления о загробном существовании — томлениях в подземном царстве мертвых, мучениях... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона