Граница

Начало или конец всякого определенного бытия; межа, отделяющая нечто от иного; место прямого соприкосновения, единения и взаимопроникновения смежно сосуществующих предметов. По своей природе Г. парадоксальна: а) разъединяя вещи, она в то же время объединяет их, становится основой их связи; пограничные контакты разных А и Б чреваты эмерджентами, неожиданными новообразованиями; б) Г., как конечности качества, присуща также потенциальная бесконечность, поскольку, переходя через нее, данное качество становится иным, превращается в другое; в) будучи одним внешним нечто каждая качественная определенность в то же время содержит внутри себя множество внутренних определенностей, граней, является единством многих признаков. В каких бы ракурсах ни рассматривалась Г., она всегда предстает чем-то неопределенным, амбивалентным — эта существенная, истинно диалектичная двойственность Г. указывает на то, что именно неопределенность и есть то, что составляет качественную определенность пограничного бытия. Г. подразделяют на пространственные и временные, внешние и внутренние, качественные и количественные, существенные и несущественные, постоянные и изменчивые, преодолимые и непреодолимые и т. д. Вопрос о первопричинах пограничного бытия — одна из вечных загадок для человечества. Например, в философии он может ставиться как вопрос о водоразделе бытия и ничто, в социологии — как проблема маргинальности, в социальной психологии — как проблема гендерной идентичности, в политике — как обсуждение геополитических реалий, в науковедении — как задача описания пограничных синтетических наук, в физике — как задачи о силах поверхностного натяжения или скин-эффекте. Античные мыслители по-разному объясняли причину изначальной дискретности вещей, их отделенности друг от друга Г. Демокрит усматривал предельную причину раздельности простейших качеств в принципиальной неделимости вечных атомов, а источник безграничности и бесконечной делимости видел в пустоте. Согласно Платону, Г. между материальными телами появляются благодаря действию бестелесных математических Идей. Эти особые "математические предметы" встраиваются опосредующим звеном между общими идеями и однородной материей, непосредственно воплощаясь в виде чувственно воспринимаемых контуров, очертаний и фигур определенной величины и числа, то есть тел в пространстве. Сама же по себе материя, по Платону, однородна, нерасчлененна, бескачественна — это непрерывное количество. Аристотель, напротив, непрерывное количество толкует не как неразличенную сплошность без всяких Г., но как внутри себя различенное, разграниченное, состоящее из частей. Части непрерывного количества соприкасаются друг с другом, имеют общую Г.; между ними нет заполненного инородной "сущностью" промежутка. Есть также и раздельные (прерывные) количества — их Аристотель характеризует тем, что их части не имеют общей Г. (число, речь, единицы, слоги). Спиноза признает реальное существование Г. между вещами, но полагает, что фактическая отделенность (конечность) тел друг от друга вовсе не означает, будто тела суть разнородные субстанции. Реальные Г. между телами — это Г. между принципиально однородными частями или Г. внутри одной и той же субстанции. Это Г. внутри естественноприродной материи, а не между материей и пустотой. Лейбниц полагает, что тело само в себе есть нечто сплошное, неопределенное и киселеобразное, к тому же лишенное движения. Все различения и Г. в телесную субстанцию вносятся энтелехией, деятельностью разума. Иногда для отождествления тел достаточно проследить совпадение их пространственных Г. во все моменты времени. Однако Г. могут быть не только пространственными, но проходить также по линии других свойств. Тогда более строго принцип тождества, по Лейбницу, формулируется так: две вещи будут тождественны в том случае, если любое качество, принадлежащее одной из них, принадлежит и другой. Отождествление есть совпадение качественных Г. вещей. Разумеется, тождество всегда есть тождество в каком-то отношении. Г. вещи есть ограниченность ее в отношении одних характеристик и не является Г. в отношении каких-либо других признаков. Наиболее полно диалектическое учение о Г. представлено в работах Гегеля, в особенности в его "Науке логики". " есть то, в чем ограничиваемые в той же мере суть, в какой и не суть..." — пишет Гегель (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 1. M., 1970, с. 237). От Г. неотделимы ее стороны — бытие и ничто. Бог и творение, положительное и отрицательное; все понятия философии, считает Гегель, могут служить примерами единства и нераздельности сторон Г. Она — не пустое пространство и не чистое бытие, а синтетическое содержание. С одной стороны, Г. — имманентное определение всякого нечто как конечного "внутри-себя-бытия". С другой стороны, Г. — это "бытие-для-иного", то есть это есть нечто со своим иным. "В границе выдвигается небытие-для-иного, качественное отрицание иного... Противоречие сразу же имеется в том, что граница как рефлектированное в себя отрицание (данного) нечто содержит в себе идеально моменты нечто и иного, и в то же время они как различенные моменты положены в сфере наличного бытия как реально, качественно различные" (там же, с. 188). Г. — это опосредование, через которое нечто и иное есть и не есть; она одна на двоих, середина между нечто и иным, в которой они прекращаются. Они имеют свое наличное бытие по ту сторону друг друга и их Г.; Г. как небытие каждого из них есть иное обоих. В Г. нечто и иное тождественны, у них есть общее им обоим единство и различие. Нечто — не то, что другое. Когда мы определяем нечто как предел, мы тем самым уже выходим за его предел. Нечто имеет свое наличное бытие только в Г. (там же, с. 190). "Другое определение — беспокойство, приемное (всякому) нечто и состоящее в том, что в своей границе, в которой оно имманентно, нечто есть противоречие, заставляющее его выходить за свои пределы" (там же, с. 190). Г. в самом определении существует как предел. "Как долженствование нечто выше своего предела, но и наоборот, лишь как долженствование оно имеет свой предел; и то и другое нераздельны" (там же, с. 136). Г. существует, и должно переступать ее (там же, с. 313). В Г. взаимооборачиваются активное и пассивное, субъектное и объектное. "Будучи ограничивающим, нечто, правда, низводится до того, что само оказывается ограничиваемым, однако его граница как прекращение иного в нем в то же время сама есть лишь бытие этого нечто. благодаря ей нечто есть то, что оно есть, имеет в ней свое качество" (там же, с. 189). Качественная Г. — это конец некоего данного качества; качество есть такое бытие и непосредственность, в которых Г. и определенность тождественны с бытием, количественная Г. — это что-то вроде поля, а не линии; это безразличие данного нечто к своей внешней Г., но это безразличие относительное, в рамках меры. Мера — интервал (промежуток между Г.) постоянства качественной определенности, количественные Г. которого постепенно изменяются. Конечное — двигающееся к своему концу из-за изменения своих внутренних Г. "Нечто вместе со своей имманентной границей, полагаемое как противоречие самому себе, в силу которого оно выводится и гонится дальше себя, есть конечное" (там же, с. 191). Г. становится, укрепляется и отрицается. Становящаяся Г. есть, по Гегелю, отталкивание определенности от самой себя, порождение не того, что равно самому себе, выход за свои пределы. В этом выхождении Г. вновь возникает, снимая себя и выводя себя к следующей Г., и так далее до бесконечности (там же, с. 303). Гегель различает Г. и "определенность". "Определенность, как таковая, принадлежит к бытию и качественному Она не граница, так что не относится к чему-то иному как к своему потустороннему, а скорее... она собственный имманентный момент всеобщего; поэтому всеобщее находится в особенности не при чем-то ином, а всецело остается при самом себе" (там же, Т. 3. M., 1972, с. 40). Когда Г. отрицается, то происходит выход за определенность. В отличие от качества с его относительно устойчивой внешней Г. сущность есть такое бытие, которое не терпит никаких границ и "есть абсолютное безразличие к границе... в ней определенности нет: определенность только положена самой сущностью" (там же, Т. 2. M., 1971, с. 9). Г. сама может иметь промежутки, интервалы, переходные моменты. Она может иметь и характер "ничто", и характер "меры". В наличном бытии ничто становится Г., через посредство которой нечто все же соотносится с чем-то иным вне его. Если мера как интервал сравнительно устойчива, то на самой Г. меры (при переходе к иной мере) — наименьшая устойчивость. Небытие предмета — те Г., за которыми данный предмет еще или уже не существует. Проблема Г. между отдельными вещами предполагает также решение вопроса о пределе делимости пространства и времени: отделены ли контактирующие вещи квантами длины и времени или Г. объединяет их без "атомарных" промежутков? Эта проблема пока не имеет своего решения. Д. В. Пивоваров

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. граница — -ы, ж. Условная линия, разделяющая смежные области, владения, участки, являющаяся пределом какой-л. территории; черта раздела. Граница колхоза. Граница между Европой и Азией. Малый академический словарь
  2. Граница — 1) Множество точек подпространства Аданного топологич. пространства X, обладающих тем свойством, что любая окрестность каждой из них содержит как точки на А, так и точки из . Общепринятые обозначения: . 2) Синоним понятия край многообразия, например. Г. Симплекса. А. В. Чернавский. Математическая энциклопедия
  3. граница — Грани́ц/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. граница — орф. граница, -ы, тв. -ей Орфографический словарь Лопатина
  5. граница — Общеславянское – granica. Древнерусское – грань. Слово «граница» – производное от формы «грань», которая известна в древнерусском языке с XIV... Этимологический словарь Семёнова
  6. граница — ГРАНИЦА - возрастная Г. Предел (чаще минимальный) для допуска к участию в соревнованиях или для начала занятий конкретным видом спорта. - Г. ковра. Линия разметки, обозначающая рабочую площадь ковра. Линия входит в рабочую площадь. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  7. Граница — Граница, предел 1) согл. Библии, Бог отделяет свет от тьмы (Быт 1:4), воду от земли (Иов 38:8-11; Пс 103:9), а также устанавливает «пределы земли» (Пс 73:17; Деян 17:26). Проявляя особую заботу о народе Израиля (Втор 32:8), Господь определил... Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. граница — Борт, грань, край, межа, мера, предел, рубеж; черта, демаркационная, разграничительная линия «Чтоб ни одна душа не перешла за эту грань» Пушкин На пограничной черте В черте города Уст. выражение «Послушай, ври, да знай же меру!... Словарь синонимов Абрамова
  9. граница — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? границы, чему? границе, (вижу) что? границу, чем? границей, о чём? о границе; мн. что? границы, (нет) чего? границ, чему? границам, (вижу) что? границы, чем? границами, о чём? о границах... Толковый словарь Дмитриева
  10. граница — Общеслав. Суф. производное от грань «граница» < грань «ветка» (как межевой знак), того же корня, что и нем. grün «зеленый», Gras «трава», гроздь. Этимологический словарь Шанского
  11. граница — ГРАНИЦА -ы; ж. 1. Условная линия раздела между территориями; рубеж. Государственная г. Морская г. Здесь проходит г. между странами, областями, земельными участками. Г. между Европой и Азией. Г. леса и степи. Обозначить, изменить, пересечь границу. Толковый словарь Кузнецова
  12. граница — ГРАНИЦА, ы, ж. 1. Линия раздела между территориями, рубеж. Государственная г. Г. между земельными участками. На границе двух эпох (перен.). 2. обычно мн., перен. Предел, допустимая норма. Границы возможного. Его самолюбие не знает границ. Толковый словарь Ожегова
  13. граница — См. грань Толковый словарь Даля
  14. граница — ГРАН’ИЦА, границы, ·жен. 1. Линия раздела между двумя владениями, областями. Река давно служила естественной границей этих районов. «На границе владений дедовских... три сосны стоят.» Пушкин. | Линия, разделяющая территории государств; рубеж. Толковый словарь Ушакова
  15. граница — Общеславянское слово, образованное от существительного грань. Этимологический словарь Крылова
  16. граница — граница I ж. 1. Условная линия, разделяющая смежные области, владения, участки и т.п., являющаяся пределом какой-либо территории; черта раздела, рубеж. 2. Условная линия, определяющая пределы государственной территории, разделяющая смежные государства. Толковый словарь Ефремовой
  17. граница — грани́ца укр. грани́ця, болг. гра́ница, сербохорв. гра̀ница, словен. grȃnica, чеш. hranice, польск. granica. К грань см. Бернекер 1, 346. •• [См. специально Теньер, BSL 30, 1930, стр. 174 и сл.; Мошинский, JP 36, 1956, стр. 109 и сл. – Т.] Этимологический словарь Макса Фасмера