Евангелия

(от греч. euangelion-благая весть) — ранние христ. писания, рассказывающие о легендарной жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось устно. Первыми, вероятно, были записаны «речения Иисуса» (логии) — отд. высказывания, приписанные основателю христианства. Затем из разных устных преданий и речений складывались более развернутые повествования, в основе к-рых лежало учение об искупительной смерти и воскресении Иисуса. Авторство приписывалось ученикам Иисуса — апостолам или ближайшим ученикам этих учеников. Е. создавались различными христ. группами начиная примерно со вт. пол. 1 в. и до 4 в. Кроме 4 Е-, вошедших в канонич. текст Нового завета (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), существовали Е. Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных Е. Фомы и многие др. Нек-рые Е. имели несколько версий: упоминаются у христ. писателей арамейская версия Е. от Матфея, 3 версии Е. от Марка. Ныне известны полные тексты 3 Е., не признанных церковью каноническими: Фомы, Филиппа и Истины, отражающие учения гностиков. Н.-з. Е. были написаны на греч. языке, по-видимому за пределами Палестины. Из 4 признанных церковью евангелистов только 2, согласно христ легенде, — ученики Иисуса; Лука, по преданию, был спутником апостола Павла. Марк — Петра. Первые 3 Е. во многом схожи, они имели общие устные и письменные источники. В науке их называют синоптическими. Самое краткое из синоптич. Е. — Е. от Марка. В нем отсутствуют рассказы о непорочном зачатии и чудесном рождении Иисуса. Это Е. ученые считают самым ранним из канонич. Е. От синоптич. Е. резко отличается и по содержанию и по стилю Е. от Иоанна. Долгое время в науке его считали самым поздним из 4 Е. Но в Египте был обнаружен фрагмент этого Е. на папирусе, относящийся к перв. трети 2 в. Е. от Матфея больше связано с иудео-христианами, Е. от Луки обращено к христианам из неиудеев; в этом Е. более резко звучат выпады против богатых («блаженны нищие»; в Е. от Матфея: «блаженны нищие духом»). В Е. от Иоанна просматриваются идеи гностицизма. Е. по-разному излагают события (напр., по Марку, проповедь Иисуса длилась 1 год, по Иоанну — ок. 4 лет, у Матфея и Луки даются разные родословные Иисуса и т. п.). В основе морального учения всех Е. лежит проповедь смирения.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЕВАНГЕЛИЯ — (от. греч. eyaggelion — благая весть) — раннехрист. сочинения, повествующие о земной жизни мифич. основателя христианства Иисуса Христа. Из неск. десятков написанных Е. четыре — Е. от Матфея и Иоанна, якобы принадлежавшие перу учеников Иисуса... Советская историческая энциклопедия
  2. Евангелия — (от греч. еuangélion, буквально — благая весть) раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе (См. Христос). Е. разделяются на канонические, т. е. включённые церковью в состав Нового завета (См. Новый завет), и апокрифические (см. Апокрифы). Большая советская энциклопедия
  3. Евангелия — (букв. – благие вести) – раннехристианские сочинения, рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические – от Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового завета) – и апокрифические. Словарь по культурологии
  4. ЕВАНГЕЛИЯ — ЕВАНГЕЛИЯ (от греч. euangelion — благая весть) — раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические — Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового Завета) — и апокрифические. Большой энциклопедический словарь