Другой

Понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как "свое иное" (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу "воскрешения субъекта". Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской проблематики. Оформление коммуникационной (современной) версии постмодернистской философии осуществляется на базе синтеза идей диалогизма, высказанных в рамках неклассической философии (экзистенциальный психоанализ, современная философская антропология, философская герменевтика, философия католического аджорнаменто и философская концепция языковых игр). — Прежде всего, сюда относятся идеи о так называемом "коммуникативном существовании": "бытие-с" у Хайдеггера, "со-бытие с Д." у Сартра, "бытие-друг-с-другом" у Бинсвангера, "отношение Я — Ты вместо Я — Оно" у Бубера, "преодоление отчаяния благодаря данности Ты" у О.Ф.Больнова, "малый кайрос" как подлинность отношения Я с Ты у П.Тиллиха и т.п. Так, например, в рамках данной постмодернистской программы чрезвычайно актуальное звучание обретает тезис Сартра "мне нужен другой, чтобы целостно постичь все структуры своего бытия, Для-себя отсылает к Для-другого", — подлинное бытие "Я" возможно лишь как "бытие-с-Пьером" или "бытие-с-Анной", т.е. "бытие, которое в своем бытии содержит бытие другого" (Сартр). Столь же созвучной оказывается для коммуникационной стратегии постмодернизма позиция Рикера, полагавшего, что "исходный образец обратимости обнаруживает себя в языке — в контексте интерлокуции. В этом отношении показателен обмен личными местоимениями: когда я говорю другому "ты", он понимает это для себя как "я". Когда же он обращается ко мне во втором лице, я переживаю его для себя как первое. Обратимость затрагивает роли как говорящего, так и слушающего, предполагая — как в отправителе, так и в реципиенте сообщения — способность указать на себя. Но обратимы только сами роли. — Идея незаместимости учитывает личности, которые эти роли играют. И в дискурсивной практике, в отличие от языковой интерлокуции, незаместимость проявляется в фиксированном использовании местоимения "я", его закреплении". Способ бытия есть, по Сартру, "быть увиденным Д.", подобно тому, как механизм конструирования "Я" основан, по Гадамеру, на "опыте Ты", и главное содержание этого опыта есть "свободное перетекание Я в Ты". — Каждый из коммуникативных партнеров не только "является значащим для другого", но и "обусловлен другим", и именно поэтому, по словам Левинаса, "каждый, кто говорит "Я", адресуется к Другому". В такой системе отсчета возможна лишь единственная форма и единственный способ бытия "Я" — это бытие для Д., зеркало которого заменило собою разбитое зеркало прежнего объективного и объектного мира классической культуры. В противоположность классической философской традиции, в рамках которой определенность человеческого сознания задавалась его интенцией отношения к объекту (и даже в противоположность постмодернистской классике, в рамках которой децентрированная субъективность неизменно была погружена в текстологически артикулированную среду: как писал Гадамер, "игра речей и ответов доигрывается во внутренней беседе души с самой собой"), современная версия постмодернизма определяет сознание посредством фиксации его интенции на отношение к Д. Фигура Д. становится фундаментальной и конститутивной семантической структурой в современных попытках постмодернистской философии реконструировать понятие субъекта. Вектор отношения субъекта к Д., в постмодернистском его видении, — это "метафизическое желание", репрезентированное в грамматическом звательном падеже (Левинас). (В сущности, в данном моменте современная культура вновь воспроизводит в своем философском дискурсе фигуры традиционной восточной натурфилософии: в частности, в постмодернистской концепции Д. могут быть усмотрены аналогии с древнекитайской концепцией спонтанности "цзы-жань", предполагающей самоопределение сущности посредством резонирования с другими (Другими) сущностями того же рода — "лэй". — Отсюда реминисценции постмодернистской философии по поводу традиционной восточной философии: программный "антиэллинизм" Деррида, обращение Кристевой к философии Китая, универсальный интерес постмодернизма к дзен-буддизму и т.п.) Результатом коммуникации выступает вновь обретенное философией постмодернизма "Я" — "Я", найденное, по Делезу, "на дне Д.". Так, по оценке Деррида, "фрагментарный человек" может быть собран только посредством Д. Таким образом, несущей организационно-смысловой фигурой современной версии постмодернистской философии становится фигура субъект-субъектных отношений (коммуникации). Центральная проблема постмодернистской концепции Д. конституируется как проблема подлинности коммуникации: как отмечает Лакан, "как только... ребенок столкнется с Другим, он немедленно теряет свою былую невинность и начинает защищаться от реальности посредством языка". В данном контексте даже в ситуации предельно коммуникативной, а именно — в ситуации отношения к Богу, "человеку нужна ложь, нужен посредник", ибо "не нужно веры, когда есть знание ложного мифа" (Жирар). В этом отношении подлинность субъект-субъектных отношений, позволяющая идентифицировать их как коммуникативные, может быть зафиксирована по такому критерию, как их неопосредованность. Максимальная степень последней возможна именно в отношении к Богу, ибо "христианский посредник сам себя устраняет" (Жирар), однако Бог не может рассматриваться как Д. в полном смысле этого слова, поскольку, выступая в качестве коммуникативного партнера для субъективного Я, Бог, тем не менее, не конституируется в качестве Д.: "Бог — не . Это — Бог" (Р.Гвардини).

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. другой — -ая, -ое. 1. Не такой, как этот (или как прежде), отличающийся от этого (или от прежнего); иной. Видно было, что матушка на этот счет была совершенно другого мнения. Л. Толстой, Детство. Малый академический словарь
  2. ДРУГОЙ — ДРУГОЙ – опорная точка и средоточие философского дискурса, способ обоснования онтологии, который изменяется в соответствии со сдвигами в понимании онтологии и переходом от эйдетико-космологической к социальной онтологии. Новая философская энциклопедия
  3. другой — Друг/о́й. Морфемно-орфографический словарь
  4. другой — орф. другой Орфографический словарь Лопатина
  5. другой — то другое дело (разг.) — это изменяет положение, заставляет отнестись иначе. ► Теперь совсем другое дело: он мог многое предложить. В другой раз (в знач. нареч.; простореч.) — иногда. ► В другой раз и сам не знает, зачем он это сделал. Фразеологический словарь Волковой
  6. другой — • абсолютно ~ • совершенно ~ Словарь русской идиоматики
  7. другой — Иной, видоизмененный, непохожий, новый, второй Это – другое дело Это дело десятое Это – особь статья прот. != одинаковый ср. !! разный, противоположный см. >> подобный, противоположный см. Словарь синонимов Абрамова
  8. другой — прил., употр. наиб. часто нар. по-другому 1. Вы используете слово другой, когда хотите указать на иного человека или иной предмет, явление и т. п., не тот, который имелся в виду до этого. Он прошёл в другой конец комнаты. | Мы сели за другой стол. Толковый словарь Дмитриева
  9. другой — Общеслав. Прил. от сущ. друг «товарищ». Соврем. значение возникло в оборотах друг друга, друг другу «один другого, один другому». Этимологический словарь Шанского
  10. другой — ТОТ — ЭТОТ — Да он не в этот дом вошел, а вон в тот... вон он выходит. И. Гончаров. Фрегат «Паллада». — Ну, вот, скажем, девица — эту зовут Марья, а ту Дарья, Олена. М. Горький. Лето. Голос с того берега: — Коля, что у тебя?... Словарь антонимов русского языка
  11. другой — ДРУГОЙ -ая, -ое; местоим. прил. 1. Не этот, не данный. Уйти в другую комнату. Поговорим в д. раз. И тот, и д. об этом мечтали (оба, каждый из двоих). Рассмотреть вопрос как с одной, так и с д. стороны (по-разному, всесторонне). Перевёл разговор на д-ое. Толковый словарь Кузнецова
  12. другой — ДРУГОЙ, арх. другой, следуюший за первым, второй; первой, другой, третий. || Иной, инный, не тот или не этот. Нет ли другой бритвы, эта тупа? || Такой же точно, вполне сходный. Стар. дружка, товарищ, помощник по должности, службе. Толковый словарь Даля
  13. другой — ДРУГОЙ, ая, ое. 1. прил. Не этот, не данный. В д. раз поговорим. На другом берегу (на противоположном). И тот и д. (оба, каждый из двух). 2. прил. Не такой, иной. Стал совсем другим. Думает одно, а говорит другое (сущ.). Толковый словарь Ожегова
  14. другой — ДРУГ’ОЙ, другая, другое. 1. Не тот, не этот. Дай мне другой нож, этот тупой. Об этом поговорим в другое время и в другом месте. | Не такой, иной, отличный от данного. У него были совсем другие намерения. После женитьбы он стал другой. Толковый словарь Ушакова
  15. другой — Восходит к той же основе, что и друг, и имело такое же первоначальное значение. Новое значение ("иной") развилось на основе оборота друг друга, друг другу. См. друг. Этимологический словарь Крылова
  16. другой — другой I м. разг. 1. Кто-либо, кто-нибудь, кто-то; некто иной, не сам. 2. Кто-либо из ряда перечисляемых или противопоставляемых предметов; иной I 2. II м. разг. 1. Ни один из названных или из известных. 2. Кто-либо посторонний, чужой. III прил. Толковый словарь Ефремовой
  17. другой — друго́й друг дру́га, укр. дру́гий "второй", блр. другí – то же, ст.-слав. дроугъ дроуга ἀλλήλους (Мейе 1, 64), дроугъ ἄλλος (Супр.), болг. дру́ги, сербохорв. дру̏гӣ, словен. drȗg "другой", drúgi "второй", чеш. Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. ДРУГОЙ — ДРУГОЙ — понятие философии 20 в., фиксирующее некоторый опыт встречи Я с подобной ему сущностью, представляющей, тем не менее, Иное по отношению к Я. Развитие понятия... Новейший философский словарь